Эстония со своей красотой природного ландшафта и архитектурой, впитавшей дух разных эпох, стала притягательной для мирового кинематографа. Разные регионы страны неоднократно создавали антураж для съёмок. Режиссёрам и продюсерам интересны не только природа и архитектура, но и эстонские актёры. Так 15 февраля в Народном доме Таммику прошел кастинг юных актёров к кинофильму «Апатия».
Режиссёром будущей картины является греческий сценарист и продюсер Александрос Авранас, наиболее известный по таким кинофильмам, как «Мисс насилие» и «Тёмные преступления» с Джимом Керри в главной роли. За фильм «Мисс насилие» в 2013 году Александрос получил четыре награды Венецианского кинофестиваля, в том числе — «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.
Новая же работа «Апатия» — это кинодрама о беженцах, рассказывающая историю о том, как любовь может спасти раздираемую жизнью семью. Эстонскими продюсерами «Апатии» стали Рийна Сильдос и Элина Литвинова, принимавшие участие в работе над фильмом Юхо Куосманена «Купе №6», ставшим в 2021 году обладателем Гранпри Каннского кинофестиваля.
Первый этап кастинга проходил в главном зале Народного дома Таммику. Зал, реконструкция которого завершилась во второй половине прошлого года, предстал перед будущими звёздами кино обновлённым, но сохранившим дух давно прошедшей эпохи. Руководитель Народного дома Хели Вяхк оказала кинематографистам и участникам кастинга радушный приём, и с любопытством наблюдала за ходом кинопроб.
После окончания кастинга еженедельник «Панорама» побеседовал с директором кастинга Пирет Тоомвап-Шенберг.
— Как известно, ещё один кастинг запланирован в Таллинне. Почему в выборе места для проведения первой встречи с потенциальными актёрами, ваш выбор пал именно на Народный дом Таммику?
— Согласно сценарию фильма, в нём присутствуют две юные героини – Алина 10-11 лет и Катя, возраст которой 7-9 лет. Девочки русскоязычные, поэтому первым мы посетили северо-восток Эстонии. За свою карьеру я провела уже много кастингов, они проходили и в Концертном доме, и в школах Ида-Вирумаа. Решили попробовать новое место, тем более что Народный дом находится рядом с Йыхви и Кохтла-Ярве. Руководитель Народного дома встретила нас тепло, что позволило создать творческую атмосферу.
— Судя по количеству детей в зале, кастинг вызвал неподдельный интерес. Довольны ли вы результатом?
— Очень довольна! Несколько семей приехали даже из Таллинна, возможно полагая, что проявить себя и пройти в следующий тур здесь будет легче. Зарегистрировались чуть более 100 участниц. Из них мы выберем 15 претенденток, которых пригласим на следующий этап кастинга, запланированный после аналогичного просмотра желающих в Таллинне.
— Сто участниц кастинга – это много или мало?
— Зависит не от количества. Бывает так: придёт двести человек, а выбирать не из кого. Но наша встреча в Йыхви дала ощутимые результаты: типаж и характер нескольких претенденток – это именно то, что мы искали.
— К чему должны готовиться молодые люди, которые решат связать свою жизнь с кинематографом?
— Если говорить о фильме «Апатия», то это не детское кино, а картина, рассчитанная на взрослую аудиторию. Уже сейчас наши юные участницы поймут, что съёмки фильма – это не всегда веселье, на которое достаточно прийти в нарядной одежде. Съемочный процесс требует времени. Те же кастинги проходят в несколько этапов. Мы оцениваем творческий потенциал участниц, могут ли они вжиться в роль, прочувствовать её и выдержать несколько дублей, продержаться весь съёмочный день.
— Помимо бесценного опыта, что ещё получат счастливые обладательницы главных ролей?
— Вы о деньгах?
— Конечно!
— Как и для остальных актёров, для девушек предусмотрен гонорар. Киносъёмка – это та же работа, и не самая лёгкая. Но перед тем как стать обладательницей роли, юные актрисы должны отдавать себе отчет в том, сколько времени и труда потребует съёмочный процесс. Готовы к этому должны быть и родители. Это не гламур. Тот начнётся только в дни премьеры.
— Долгожданной премьере предшествуют месяцы монтажа отснятого материала…
— Да. Если всё пойдёт согласно графику, в мае этого года начнутся съемки, а завершатся в августе. После этого потребуется ещё примерно год на монтаж, перед тем как фильм будет представлен на суд зрителей.
— Пирет, эстонские фильмы становятся обладателями престижных международных кинопремий. Не так давно, осенью, кинодеятелей Эстонии ошарашила новость о плане правительства в 2022 году сократить финансирование эстонских фильмов на 42 процента. Тогда кинорежиссеры высказывали мнение, что это приведёт к неизбежной смерти эстонской культуры кино. В ответ на обращение Гильдии кинорежиссеров Эстонии, Министерство культуры пообещало увеличить финансирование кинопроизводства на 2 миллиона. И даже после увеличения бюджет кинематографистов с трудом приближается к 10 миллионам. Как можно на такие деньги снимать фильмы, которые могут составить на международных фестивалях конкуренцию картинам, бюджет каждой из которых кратно больше общей «копилки» эстонского киноискусства?
— Это возможно. Необходимо искренне любить дело, которым занимаешься, надо жить им. Эстонцы любят своё кино, и им удаётся создавать кинокартины, достойные международного внимания. Иностранные кинопродюсеры часто не понимают, как вообще можно с такими бюджетами снимать фильмы. Для них такой бюджет – сущая мелочь. Мы же стремимся снимать картины, которые зритель заметит. Не скрою, это сложно, но у нас получается. Конечно, иногда в индустрию приходят те, кто думает, что здесь «варятся» большие деньги. Увы, большие гонорары только в Голливуде, — заключила директор кастинга Пирет Тоомвап-Шенберг.
«Связывать или нет свою жизнь с эстонским кинематографом?» — на поиски ответа на этот вопрос у юных участниц кастинга время есть. И если для многих из них это станет первым опытом участия в профессиональных съёмках, то для многих молодых поклонников киноискусства в Ида-Вирумаа «своё» кино уже давно является увлекательным хобби. Приведут ли юных киношников творческие поиски в профессиональный кинематограф – сказать сложно, но прикосновение к миру кино не может оставить молодых ребят равнодушными.
Илья Тельнов
Фото из частного архива
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ