Не каждый способен в трудной ситуации взять себя в руки, сохраняя самообладание и здравый рассудок. Кому-то даже представлять не надо, что творится в душе человека, внезапно оставшегося без работы. Особенно печально тому, кто является единственным кормильцем в семье. В таком положении человек готов ухватиться за любую спасательную соломинку. Но есть и другое спасательное, точнее, спасительное средство – Касса по страхованию от безработицы, которую старшее поколение по привычке называет «Биржей».

Биржа — биржи, ж. (от нем. Borse).
Учреждение для заключения крупных торговых и финансовых сделок (торг., экон.). Фондовая биржа. Товарная биржа.
Учреждение, регулирующее спрос и предложение труда (офиц.). Биржа труда.
Уличная стоянка извозчиков (устар.). Черная биржа (нов.) – тайная торговля иностранной валютой. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

За три десятилетия, прошедшие со дня восстановления независимости Эстонии родилось целое поколение ищущих работу людей, которые не понимают, что такое «биржа труда». Просто не знают, что раньше так называлось учреждение, которое нынче является Кассой по страхованию от безработицы. И устойчивое для той поры выражение — «пойти на биржу», означало сегодняшнее «встать на учет в Кассе по безработице». Кстати, при «старом режиме» люди, уволенные по статье, или сокращению, спешили на биржу не только потому, что надо было срочно восстановить источник дохода, но и для того, чтобы не «загреметь под фанфары» по статье, наказывающей за тунеядство. В Эстонской ССР безработицы не было, а любой принципиально неработающий человек считался тунеядцем, к которому применялись меры государственного и социального воздействия. В уголовном законодательстве СССР существовала статья 209, по которой было наказуемо тунеядство, заключавшееся в длительном, более четырёх месяцев подряд или в течение года в общей сложности, нежелании работать.

В СССР не было не только секса, но и безработицы. Она была присуща только обществу развитого капитализма. Но, всё течет, всё изменяется. И вот уже 30 лет как Эстония живет по новым законам – законам капиталистического общества с выпекающими из них последствиями. Одним из таких последствий является безработица.

В новом обществе, как и при «старом режиме», есть организация, призванная помочь людям найти работу. Тогда это называлось «Биржа труда», сегодня – Касса по страхованию от безработицы. В северо-восточном регионе Эстонии, где сконцентрированы оставшиеся от прежней страны промышленные предприятия, проблема безработицы стоит особо остро. И роль Ида-Вируского филиала Кассы по безработице особенно велика.

Аннеки Теэлахк возглавляет Ида-Вируский филиал «Биржи». Читатели «Панорамы», которые не сталкивались с ней лично либо на Ярмарках труда, либо на различных семинарах и лекциях, знают ее по регулярным комментариям, которые Аннеки дает еженедельнику. Сегодняшняя встреча журналиста с Аннеки Теэлахк началась с традиционного вопроса:

– Госпожа Теэлахк, сегодня на календаре 4 августа. Сколько у вас на учете состоит безработных на этот день?

– На сегодня у нас на учете в Ида-Вирумаа состоят 7 894 безработных. Из этого числа в Йыхвиском бюро нашего филиала на учете находятся 299 жителей Кохтла-Ярве, Йыхвиской и других соседних волостей. В течение этого года под сокращение попали 1586 человек. Из них 276 человек сократил концерн «Ээсти Энергия».

– Сколько у вас на сегодня имеется вакансий?

– Не так уж и много – 519 свободных рабочих мест. Требуются люди разных специальностей, в том числе, и сельхозработники. Фермеры ищут себе работников…

– О! Вопрос, интересующий многих жителей региона. Свыше 7 тысяч безработных, а для сельхозработ людей самолетами из-за пределов Эстонии завозят. Почему?

– Потому что наши люди не хотят работать в этой отрасли.

– Не хотят за маленькие деньги?

– Ну, как – за маленькие… В сезон сбора клубники мы посмотрели — так получилось, что сто человек, которые пошли к фермерам, заработали по 1000 евро и больше. Наши люди из Ида-Вирумаа как-то не хотели туда, только 11 человек из ста согласились поехать на клубнику.

– Сильно ли повлияло на рост безработицы в регионе чрезвычайное положение, вызванное пандемией коронавируса?

– Да. Март-апрель были тяжелые. Было время, кода безработица превысила 8 тысяч человек. Помогло то, что многим работодателям, которые старались в условиях кризиса сохранить рабочие места, мы выплачивали пособие. Трудности были разные: например, встали туристические предприятия – границы закрыты, туристов нет. Из-за санитарных требований прекратили работу СПА. Из-за нарушений логистики встали технические производства. Мы им оказали поддержку и люди получали 70 процентов от зарплаты.

– В «нормальные» годы, когда не было никаких пандемий, после окончания учебного года абитуриенты выбирали свой путь: кто-то шел в вуз, кто-то в профтехцентры, а кто-то пожелал работать. Были в этом году такие выпускники, которым вы оказывали помощь в подборе рабочего места?

– Молодой клиент или пожилой – для нас разницы нет, всем оказываем посильную консультационную помощь.

– Это понятно. А работодатели охотно ли берут на работу молодых?

–  Я даже не помню, чтобы работодатели устанавливали какой-то возрастной ценз. Они прежде всего смотрят не в метрику, а откуда у человека руки растут. И тут посредником между нашим клиентом и работодателем выступает карьерный консультант, который помогает им найти друг друга.

Сосватать работника и работодателя

Аннеки Теэлакх рассказала, что человек, ищущий работу, независимо от его возраста, на «бирже» будет иметь дело с карьерным консультантом. Таких специалистов в Ида-Вируском филиале работает восемнадцать человек. Определенной специализации у них нет, но при выборе партнера для оказания консультаций, обе стороны учитывают различные психологические фактора.

Аннеки рассказала, что к ней пришла женщина в возрасте и сказала, что опасается того, что консультанты, вероятно, все молодые и могут ее не понять. Ей подобрали специалиста, который ей понравился с первого взгляда. Кстати, эта дама с помощью консультанта трудоустроилась, и неплохо.

– В этой должности у нас работают разные люди – и по возрасту, и по характеру. В Нарве, например, есть опытный консультант, которому исполнилось 60 лет. Есть люди среднего возраста, есть и молодые. И в этом – наша сильная сторона.

– Аннеки, а каким главным качеством должен обладать карьерный консультант? Наверное, быть хорошим психологом?

– Хотя и это важно, но главное – помочь человеку найти себя. Сколько раз бывало так: проработал человек всю жизнь по какой-то одной специальности, но даже не подозревал, что у него есть талант к какому-то другому делу. Не подозревал, пока подробно не побеседовал с нашим консультантом.

Карьерные консультанты Йыхвиского бюро Ида-Вируского филиала Кассы по безработице Раннель Силов и Марика Фрейберг специализируются на консультировании работодателей в подборе кадров. Их, как говорится, сам бог послал, чтобы прояснить, казалось бы, очевидное:

– Наверное, все работодатели хотят получить людей, которые согласятся зарабатывать поменьше, а работать побольше? Не поэтому ли фермеры просят присылать им иностранцев?

– Нет. Мы в первую очередь предлагаем работодателю наших людей, но если он считает, что украинцы – лучшие работники, мы ничего не можем сделать. Наши законы такие, что всем надо платить среднюю зарплату, в том числе, и украинцам.

На работу – как домой, домой – как на работу

Группой консультантов в Йыхвиском бюро руководит Диана Удалова. Здесь она работает шестнадцать лет.

– Диана, это солидный стаж, а что было самым интересным за эти годы?

– Те проекты, в которых я участвовала, и тот результат, которого удалось достигнуть. Самое интересное, конечно, это видеть результат своей работы. А главный результат твоего труда – конкретный человек, которому помогли найти себя, обрести веру в себя и уверенность в себе. Бывает, что в начале работы с клиентом пред тобой предстает совершенно растерявшийся человек. В результате общения, которое может продолжаться длительное время, этот же человек получает смысл жизни. А это дорого стоит, когда удается помочь конкретным людям.

– Диана, как вы считаете: сегодняшние молодые люди хотят работать, или же у них преобладают иждивенческие настроения?

– Молодежь хочет работать, но для нее должна быть интересная работа. Они не могут прийти и механически выполнять какие-то операции.

– Значит, молодые бегут из региона потому, что здесь для них нет интересной работы?

– Да ни в коем случае! В Ида-Вирумаа есть сферы, в которых молодежь может себя реализовать. Например, сфера инфотехнологий. И специалисты в этой отрасли востребованы на рынке труда. Предпринимательская деятельность также не чужда молодым людям. Есть примеры, когда в регионе 16-летние регистрируют свои фирмы. У молодежи много интересных идей, они ищут пути их реализации, и в этом им надо помогать.

– С молодыми ясно. А если дедушка-пенсионер захотел пойти на работу?

– И здесь масса возможностей. Касса может оплатить в размере 2 500 евро обучение неработающего пенсионера какой-либо специальности, которая будет востребована, также провести карьерную консультацию с работающим пенсионером. Без дела ни тот, ни другой не останутся.

– Диана, каким вы видите будущее Эстонии?

– Я смотрю на жизнь – сегодняшнюю, будущую – в светлых тонах. Мы думаем о будущем, поэтому и начинаем интерактивную работу со школьниками с 7 класса, информируя их о том, что такое рынок труда, какие есть возможности для того, чтобы выучиться и получить работу. С 9 класса с ними начинают работать консультанты по планированию карьеры.

Диана Удалова поделилась с журналистом главным секретом успеха в работе: Главное, самой получать удовольствие от своего труда. Или: надо ходить на работу – как домой, а домой – как на работу.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam