О том, как вести себя при езде на велосипеде, начинают учить еще в детском саду. В игровой форме, конечно. Более серьёзные беседы с представителями полиции проходят уже на тематических встречах в школах. Но, несмотря на всю превентивную работу, в регионе ежегодно происходят ДТП с участием велосипедистов.

С начала 2020 года, в Йыхви и Кохтла-Ярве произошло шесть дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Казалось бы, цифры невелики. Но сколько ещё ДТП могло произойти, если бы водитель в последний момент не успел затормозить перед быстро приближающимся к проезжей части велосипедом? Такой случай произошёл в конце июля на одном из пешеходных переходов микрорайона Таммику: в момент резкого торможения автомобиля молодой велосипедист уже находился на проезжей части и чуть не оказался под колёсами автомобиля. В этот раз, к счастью, трагедии удалось избежать.

«Так кто же должен был уступить дорогу?» – этот вопрос еженедельник «Панорама» задал сотруднику молодёжной полиции, старшему комиссару Идаской префектуры полиции Светлане Сафроновой.

– Дело в том, что до 2011 года закон четко указывал, что велосипедист, приближаясь на проезжей части к пешеходному переходу, должен сойти с велосипеда и пересекать дорогу как пешеход. Но позже были введены изменения в закон, которые, как я понимаю, должны были создать более удобные условия для пересечения проезжей части на велосипеде. То есть, если велосипедист, подъезжая к пешеходному переходу, удостоверился в том, что ни с одной из сторон по дороге не двигается транспортное средство, он сходить с велосипеда не обязан и может продолжать движение по переходу на велосипеде. К сожалению, когда имеется такой нюанс, люди часто забывают, что находясь на велосипеде, они уже не имеют преимущество пешехода. И, если вдруг водитель автомобиля не успеет затормозить, то виноват будет велосипедист, который неожиданно выскочил на проезжую часть.

– Можно ли будет доказать вину велосипедиста, если столкновение произошло на нерегулируемом пешеходном переходе?

– Сейчас век видеокамер. Помимо видеорегистраторов в самих автомобилях, стоит помнить и о видеокамерах, установленных на проблемных перекрёстках.

– Светлана Семёновна, раньше учебные учреждения часто посещали представители полиции, они знакомили учеников с правилами дорожного движения, а весной школьники даже сдавали экзамены на получение так называемых велосипедных прав. Сегодня это практикуется? Необходимо ли детям получать водительское удостоверение для управления велосипедом?

– Это практикуется и сейчас: мы продолжаем приходить в учебные заведения. Для школьников не первый год действует программа «Ясная картина», в рамках которой мы знакомим молодых людей не просто с данными статистики ДТП, а с историями реальных людей, с тем, к чему привела их невнимательность и спешка. Вместе со школьниками мы рассматриваем различные реальные случаи, анализируем их: например, по фотографиям помятой машины пытаемся предположить, что могло стать причиной ДТП. Задача – не просто показать страшную картинку, а дать понять, что это случилось у нас в стране, рядом с нами. Такие наглядные уроки более эффективны, нежели сухие данные статистики. Что касается второй части вопроса, то водительское удостоверение велосипедиста обязательно для всех велосипедистов в возрасте от 10 до 15 лет, передвигающихся по проезжей части. Экзамены можно сдать и сейчас.

– Одно дело – возможность получения прав, другое – их наличие. Этот момент как-то контролируется?

– Каждую весну мы проводим контроль учащихся, добирающихся в школу на велосипеде. В ходе проверок мы с раннего утра находимся вблизи школы и встречаем учеников. Для начала проводим разъяснительные беседы на месте. В некоторых случаях вызываем к себе в участок и беседуем с молодым человеком более основательно или звоним родителям, пытаясь объяснить серьёзность ситуации. Почему? Получается, что лишь каждый десятый велосипедист выполняет все положенные требования. Это касается и исправности велосипеда, и наличия прав, шлема, светоотражателей, фонарей.

– Сегодня, помимо велосипедов, стали популярны электросамокаты, скорость движения которых намного выше. Как обстоят дела с ними?

– Стоит отметить, что в понятии Закона о дорожном движении самокат не является транспортным средством, а, значит, человек передвигаться на нём должен согласно правилам, предусмотренным для пешеходов. Пока изменений на этот счет в закон не внесено, но я думаю, что это вопрос времени.

– В любом случае, участников движения становится больше, а, значит, передвигаясь на велосипеде или самокате, человек должен быть готов к поездке: средство передвижения должно быть исправно, а сам человек должен быть защищен шлемом, наколенниками, налокотниками. Или не должен?

– Ношение шлема является обязательным для всех велосипедистов младше 16 лет. Для ребят старше это правило имеет рекомендательный характер.

– И всё же на улицах можно заметить, что многие молодые люди пренебрегают шлемом. В чем причина? Ведь многие из школьников имеют права на вождение велосипеда, а, значит, с правилами знакомы?

– Буквально на днях мы дежурили в Йыхви и Ахтмеской части Кохтла-Ярве. В ходе патрулирования мы увидели всего лишь двух велосипедистов в полной экипировке (шлем, налокотники, наколенники). Мы даже попросили их остановиться для того, чтобы сказать, какие они молодцы, что выполняют не только обязательные правила, но и те, которые носят рекомендательный характер. К сожалению, выяснилось, что ребята не из нашего города.

Причин не носить шлем может быть несколько. Девочки, надевая шлем, боятся испортить себе прическу. Тут необходимо родителям поговорить с ребёнком, постараться доходчиво рассказать о рисках, связанных с отсутствием шлема. Есть и другой момент: купленный когда-то ребёнку детский велосипедный шлем, стал мал, а нового нет. Ребёнок стоит перед выбором – сказать родителям об этом или промолчать, ведь кататься хочется прямо сейчас. Ну и, конечно же, не стоит забывать о том, что мы, взрослые, сами являемся примером для детей. Если мы, отправляясь на велосипедную прогулку, будем пренебрегать шлемом, то как тогда привить ребёнку более ответственное отношение к поведению на дороге? То же самое касается и манеры управления автомобилем. К примеру, если ребёнок видит, как папа превышает скоростной режим, стоит ли потом удивляться, искать виновных в случае, если с получением прав, уже подросший сын становится виновником ДТП? Ребёнок берёт пример с родителей. А вот сколь положительным или негативным будет тот пример, зависит от самих родителей, –завершила свои рекомендации Светлана Сафронова.

Илья Тельнов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam