И вновь в Йыхвиской волости произошла революция. Пришедшая в июне нынешнего года правящая коалиция, её власть – и законодательная, и исполнительная – была вся разом низвергнута: на заседании волостного собрания 24 сентября были объявлены вотумы недоверия председателю волостного собрания Нине Негласон, волостному старейшине Максу Кауру и его помощникам – Марис Тоомель и Мессурме Писаревой.

Дворцовый переворот связывают с именем члена Рийгикогу центриста Мартина Репинского и известного предпринимателя, лидера избирательного союза «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом») Николая Осипенко – нашего сегодняшнего собеседника.

– С инициативой-заявлением объявления вотума недоверия выступила именно ваша фракция?

– Да, в полном составе. Это Алексей Наумкин, Тамара Пылевина, Дмитрий Смирнов, Сергей Тульский, Андрей Оямяэ, Елена Безводицкая. А при голосовании, объявление вотума недоверия поддержали и входящие в центристскую фракцию депутаты: Артхур Сепперн, Эдуард Эаст, Аллан Мянд, Ирина Шульгина, Илона Калдре.

– Мартин Репинский публично признал, что эта, как её окрестили винегретная коалиция (в её состав входили депутаты из избирательного союза «Jõhvi Eest» Нина Негласон, Кайа Калдвеэ, Майт Сепп, Лийна Михкельсон; члены фракции Партии реформ Айвар Сурва, Марис Тоомель, Пауль Паас; перешедшие из фракции вашего избирательного союза «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом») Велли Набер, Александр Романович, Роман Граф; единственный депутат Центристской партии Екатерина Васильева; представитель ранее распавшегося избирательного союза «Jõhvi» Теэт Энок), была ошибкой, но, на ваш взгляд, зачем потребовалась эта, в который уж раз, смена власти?

– Мнение Мартина Репинского я не хотел бы комментировать, а моё мнение: надо делом заниматься, а не должности делить. В то время, когда наша фракция вместе с коалиционным партнёром – Центристской партией была у власти, нас обвиняли в том, что мы предоставляем рабочие места для своих людей. Но сама эта коалиция, как только пришла к власти, сразу же озаботилась не решением проблем самоуправления, не его развитием, а стала тусовать кадры – создавать рабочие места для своих приближенных, как и под разными предлогами, в том числе объявляя формальные конкурсы, убирать тех, кто занимал при нашей власти должности. А в дневном центре для пенсионеров вообще сократили должность руководителя-администратора. Сочли ненужной и должность специалиста по работе с молодежью. Возникла проблема с конкурсом на место специалиста по защите детей, когда победивший кандидат в последний момент отказался занять должность. Ввели должности советников, куда, например, поставили свою знакомую. В Йыхвиской спортивной школе провели таким образом конкурс, что его выиграл их ставленник – депутат Айвар Сурва. Список можно продолжать… Кстати, в связи с коронавирусом, приобрели для волостного управления специальное оборудование, чтобы обезопасить себя, в то время как на школы, образовательные и по интересам, детские сады, центр по уходу, дневной центр для пенсионеров и другие муниципальные учреждения денег уже не хватило. Но почему-то деньги нашлись для новой мебели, её заменили в двух кабинетах помощников волостного старейшины – Марис Тоомель и Мессурме Писаревой. По-видимому, за старой, где сидели представители нашего избирательного союза «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом»), им было неудобно сидеть… Одним словом, непрофессионализм, некомпетентность, неэффективный стиль управления. Лично меня поражало неуважение теперь уже бывшей власти к пожилым людям, например, они пригласили руководство волости на встречу в дневной центр для пенсионеров, но чиновники заявили им по телефону: «Мы прийти к вам не можем, приходите вы к нам». То же неуважение было и к молодёжи. Получается, им не нужны ни пожилые люди, ни молодые – никто, кроме себя любимых. А начнётся предвыборная кампания будут заявлять-утверждать: мы за жителей Йыхви.

– Только что ваш избирательный союз «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом») подписал коалиционный договор с Центристской партией, что значится в нём?

– В принципе, включили в договор почти всё то, что обещали перед выборами 2017 года. Например, ремонт-обновление дорог, дальнейшее развитие сети детских площадок, возведение нового здания Йыхвиской эстонской основной школы, строительство легкоатлетического стадиона и в сотрудничестве с государством – нового крытого футбольного манежа. Особое внимание уделяется социальной сфере.

– На минувшей неделе в четверг, 1 октября, на заседании волостного собрания избраны новые руководите¬ли волостного управления. И кто же они?

– Волостной старейшина Юри Конрад, его помощники – Эвелин Данилов и Тоомас Наэль. Это достойные люди. И нашей новой коалиции не будет стыдно за них, их работу.

– Почему столь категорически против нахождения вашей фракции в правящей коалиции и Нина Негласон, которая в преддверии нынешней революции писала в своей статье в местной печати, что коалиция Центристской партии с вашим избирательным союзом (хотя эта коалиция, распавшаяся в июне текущего года, вроде бы, неплохо себя зарекомендовала) – это чуть ли не конец света. Но ведь между лагерем Нины Негласон и лагерем Николая Осипенко была создана в своё время коалиция, подписан коалиционный договор. И это несмотря на многолетнее главное предвыборное знамя Нины Негласон, как и её избирательного союза «Jõhvi Eest», – ваше имя: никоим образом не допустить вас к власти в Йыхвиской волости, чтобы Осипенко не превратил Йыхви в Кохтла-Ярве. Где же истинность, логика, или в политике такого не бывает?

– Бывает. Хотя, скорее, этот вопрос не ко мне, а к Нине Негласон. Если и есть конец света, то не для жителей Йыхвиской волости, а для кого-то другого.

– Интересно, если это, конечно, не тайна: почему распалась эта коалиция с Ниной Негласон?

– Я не хотел бы об этом вспоминать, ведь это уже прошедшее время.

– Но, как утверждается, нестабильность в йыхвиских коридорах власти породила несколько лет тому назад именно Нина Негласон, когда, согласно предвыборному договору с лидером избирательного союза «Jõhvi Heaks» («Во благо Йыхви»), тогдашним волостным старейшиной Тауно Выхмаром, не ушла с временно занятого ею поста председателя волостного собрания, который, в случае победы на выборах этого избирательного союза (что и обеспечил богатый урожай голосов, отданных Тауно Выхмару), должен был через три месяца занять Тауно Выхмар. Оставаясь верным данному слову, что в случае победы на выборах уйдёт с должности волостного старейшины на пост председателя волостного собрания, но так как Нина Негласон не покинула данное кресло, он уволился из волостного управления. Благодаря усилиям Нины Негласон, был вынужден уйти из волостного управления и тогдашний помощник волостного старейшины Эдуард Раэ (его Тауно Выхмар рекомендовал на своё место – волостного старейшины) – исчез сильнейший тандем Йыхвиской волости?

– С этим вопросом лучше обратиться к Нине Негласон.

– Кстати, эту принудительную отправку в отставку Тауно Выхмара она многократно объясняла, в том числе и публично, именно его связями-общением с лидером противоположного лагеря – то есть с вами, Николаем Осипенко, что ей самой потом не помешало создать коалицию с вами?

– Политика – это движение, всё в этой жизни меняется. Хотя, по-видимому, (улыбается) Нине Негласон очень понравился пост председателя волостного собрания.

– Ваше мнение: созданная винегретная коалиция была жизнеспособной или же с первого дня рождения чётко просматривалась её хилость?

– Это было мертворождённое дитя. Напоминает мне она Лебедя, Рака и Щуку из басни Крылова. И то, что она, созданная на амбициях, эмоциях и жажде власти, развалилась – вполне логично.

– Выходит, несмотря на то, что в местной прессе прозвучало: Репинский и Осипенко подтолкнули к новому вотуму недоверия, особо подталкивать и не надо было – всё рухнуло само собой?

– Обе наши фракции пришли к выводу, что этот вотум недоверия нужен, необходим. Невозможно было терпеть все творящиеся два месяца безобразия. Причина этого недоверия – их работа, стиль управления. В том числе и то, что стало обидно за жителей волости, что их эта власть не ценит, не уважает. Занимается лишь сама собой, да своими приближёнными.

– Но ведь та власть терять её не хотела, всячески старалась удержаться у руля волости, искала потенциальных перебежчиков, предлагая им, в обмен на обретение их голоса, горы золотые. Тому же Эдуарду Эасту (бывшему председателю волостного собрания), которому два месяца тому назад, обвинив во всех смертных грехах, объявили вотум недоверия, то теперь, как оказалось, он прекрасный политик и специалист?

– На елейные речи и всяческие посулы (должности и предложения) ни Нины Негласон, ни Макса Каура Эдуард Эаст, как и другие члены наших фракций, не повёлся, хотя Нина Негласон публично в печати и утверждала, что на 99 процентов надеется, что вотумы недоверия не пройдут, что 1-2 человека из нашей тогдашней оппозиции присоединятся к её лагерю. Но она ошиблась. Так и не собрала большинство голосов в волостном собрании. Но это показало лишь ее жажду власти, как и Макса Каура, жажду власти любой ценой, и не думают ни о жителях волости, ни о ком и ни о чём другом – лишь об одном: как остаться на своей должности. Когда они в июне пришли к власти, то заявили: мы создадим новый Йыхви, поднимем его имидж, вот они и подняли его. В то же время видна порядочность Эдуарда Эаста. Каким он был порядочным человеком, таким и остался.

– Однако один голос (11:10) в пользу нынешней коалиции – очень зыбкий перевес. Ваше мнение: до предстоящих выборов в октябре следующего года она доживёт-сохранится?

– И даже после выборов сохранится.

– То есть, её членам можно доверять?

– Не только можно, но и нужно. С ними можно работать. Это показало волостное собрание: что решили, то и сделали. Тем более, никакие посулы другого лагеря не породили перебежчиков. Можно сказать, что сформировалась команда единомышленников.

– Нина же Негласон успокаиваться не собирается, как заявила сразу после трагического заседания волостного собрания, что её лагерь пытается найти среди депутатов противоположного лагеря единомышленников, с которыми возможно вести переговоры, чтобы вновь прийти к власти. Но объединяться с вашей фракцией «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом») точно не намерены, поскольку, по словам Нины Негласон, политическая культура настолько разная, что точек соприкосновения не найти?

– Я бы очень удивился, если бы она ответила-сказала по-другому. (Улыбается.) Флаг ей в руки.

– Тем более, в той же местной прессе активно муссируется, что йыхвиский избиратель получил в лице нынешнего волостного собрания очень плохое представительство. Или всё же нынешнее представительство лучше, чем былая винегретная коалиция?

– Бесспорно, лучше. Написавший же такие слова высказал ведь своё личное мнение, а не мнение жителей волости – откуда он знает мнение йыхвисцев. Я бы хотел, чтобы никто, в том числе и я, как и пресса, не отвечал от имени жителей. Они ответят на это сами ровно через год – на выборах. Скажут, что было правильно, а что неправильно – дадут оценку свои¬ми голосами.

– Как утверждается, столь частая смена власти в Йыхви связана с национальным моментом: мол, русскоязычные не должны быть у власти в эстоноязычном самоуправлении, в частности, всё сделать для того, чтобы не пустить Осипенко во власть. А вы как считаете?

– Когда сказать нечего, то начинают придумывать и изобретать. Давно, в течение многих лет и до сих пор, русскоязычные люди вложили в созидание-развитие Йыхви даже больше, чем некоторые эстоноязычные жители. Они любят его, переживают неудачи, стараются сделать лучше и красивее. А спекулировать на национальном вопросе – цинично и недостойно. И даже преступно… После того, что произошло в четверг, 24 сентября, я получил очень много звонков – и русскоязычных, и эстоноязычных. Мне сказали спасибо, что наша фракция, центристская фракция, я и Мартин Репинский это сделали, что, наконец, безобразие закончится.

– В местной печати сообщалось, что бизнесмен-коммунальщик Осипенко через своих сторонников в волостном собрании ведет дела исходя из своих коммерческих интересов, покупая верность своих вассалов рабочими местами, оплаченными публичными деньгами и прочими благами. Вы можете это как-то прокомментировать?

– Конечно. Как бедность местной прессы, но не денежной, а как бедность ума. Я хотел, чтобы тот журналист, который это написал, реально, публично, сказал какие конкретно интересы я получил в Йыхви. Если наша фирма получала в Йыхви некоторые подряды, то это было на конкурсной основе, на что никто не может влиять, в том числе и я. Если были бы какие-то нарушения, то контролирующие силовые структуры этим бы занимались. А голословно, если этого уж очень хочется, как той же местной прессе, то можно всех и вся облить грязью.

– Хотя это дело уже прошедших дней, но всё же хотелось узнать, что это был за скандал, связанный с вашей фирмой «N&V» и теперь уже бывшим волостным старейшиной Максом Кауром, который, предъявив претензии в некачественной работе по обслуживанию дорог и улиц, посчитал нужным не оплачивать весь объём работ, да ещё предъявил штраф. Кстати, а этот инцидент не стал ли следствием объявления вотума недоверия Максу Кауру?

– Ни в коем случае. Инцидент же был рассмотрен в суде, который наша фирма выиграла – наша фирма работает хорошо, а предъявленные претензии надуманные. Как признался Макс Каур, данные претензии – политика, а не работа, что это было мнение некоторых депутатов, которые надавили на него и он это вынужден был сделать, хотя его оценка была и осталась неизменной: наша фирма работала и работает хорошо. Спишем это всё на жертву власти.

– Но чем, на ваш взгляд, был плох Макс Каур как волостной старейшина?

– Максу Кауру большинством голосов был объявлен вотум недоверия – это и есть оценка его работы. Это уже история. Он сегодня не работает в волостном управлении, поэтому, как я считаю, неэтично что-то говорить-комментировать вослед – это как удар в спину.

– Невозможно не спросить вас о Мартине Репинском, которого столь беспросветно ругают в местной печати, как, вообще-то, и вас?

– (Улыбается.) Тираж газеты надо же как-то поднимать. С Мартином Репинским нас связывают добрые отношения – были, есть и, я думаю, будут. При всём том, что его пытаются каким-то образом облить грязью, по-другому не скажешь. Вполне порядочный человек. Успевший уже многое сделать для Йыхвиской волости и её жителей. Например, благодаря ему началась реновация парка, первый этап, – смог выхлопотать на это в верхах 400000 евро, как и получить финансирование на другие цели. С его подачи и инициативы было увеличено пособие по рождению ребенка до 750 евро, как и введено юбилейное пособие для пожилых йыхвисцев… Создал команду единомышленников, причём молодую, а не тех, кто десятилетиями засиделся на муниципальных должностях… Хотя ошибки у всех бывают, возможно, и он где-то в чём- то ошибся, однако волостью руководил, если и не дипломатично, но правильно. Я поддерживаю его шаги и его политику. Ценю его. По крайней мере, в отличие от других, он человек слова: сказал-сделал. А то, что ругают в прессе его и меня – значит, уважают, считаются с нами. И это очень приятно.

– По сути дела, сегодня в центристской фракции нет ни одного члена Центристской партии. Что слышно, будут ли восстановлены в партии Эдуард Эаст и Артхур Сепперн, исключенные из её рядов за первую попытку сместить с поста волостного старейшины своего однопартийца Макса Каура?

– Этот вопрос не ко мне, а к руководству Центристской партии Эстонии. Произошедшее достойно сожаления, что уже осознали и «низы», и «верхи». И пусть они сами решают. Я не хочу, чтобы меня связывали бы с какой-то ни было партией, я ведь человек беспартийный. Моя партия – Бог. Но несмотря ни на какие партии, мы должны со всеми сотрудничать на благо Йыхвиской волости и её жителей. Оставить все политические амбиции и всецело заниматься динамичным развитием самоуправления, его дальнейшим обустройством. Хочу сказать, перефразируя слова литературного героя Павла Корчагина в книге Николая Островского «Как закалялась сталь»: «Чтобы, умирая, я смог сказать, что не бесцельно прожил свою жизнь». Вот так и депутаты, когда через год закончится их депутатство, смогли бы сказать, что не бесцельно получали депутатскую компенсацию и протирали штаны и юбки.

– Вопрос на засыпку: а вы не пытались вернуть, в связи с последними событиями, в состав будущей коалиции перебежавших в лагерь к Нине Негласон Велли Набер, Александра Романовича, Романа Графа?

– Каждый фрукт должен всегда созреть, причём созреть сам. Недозрелый фрукт – это хуже всего.

– И если они пожелают, вы их примите обратно?

– Я один не решаю этот вопрос, это полностью прерогатива нашей фракции. Велли Набер и Александр Романович предали не только нашу фракцию и меня, но и наших избирателей. И то, что раньше они делали, теперь им всё приходится делать наоборот – поддерживать действия и решения иной силы, уже бывшей коалиции. И это не просто ошибка, а что-то значительно большее – не могу подобрать столь резкого слова. А если и есть оно, то нелитературное, которое вслух произносить нельзя. И, вообще, я не хотел бы присутствовать при обсуждении вопроса об их возможном возвращении обратно.

– Бывшая теперь коалиция специально для Велли Набер создала новое рабочее место – советника волостного старейшины по сельской жизни?

– В волости действует прекрасно отлаженный механизм – сельские жители не брошены, их проблемы решаются. И от того, что там появилась Велли, ничего не изменилось в лучшую сторону, и не изменится, я в этом уверен. А создание рабочего места для своего человека – это стиль и почерк, как я уже говорил, винегретной коалиции.

– Промелькнуло в местной прессе и вовсе беспросветное: особенно печалит во всей этой ситуации то, что внутренние склоки препятствуют развитию и маргинализируют Йыхви в качестве регионального центра, так как о больших целях говорят всё меньше?

– Пусть и это останется на совести того, кто такое написал, и кому так хочется опорочить меня и всех остальных, по-другому не скажешь. Эти слова, скорее, относятся к прежней винегретной коалиции, которая заботилась лишь о собственном благе. А наша фракция «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом») и я лично, мы как делали всё для жителей Йыхви, независимо от их национальности, так и делаем. И Йыхви как развивался, так и будет развиваться. Йыхвисцы получили современный стадион, променад, музыкальную площадь, городской парк, обновлённую дорогу на Нарва маантеэ, как и другие реновированные дороги и тротуары, автопарковку перед рынком, спортивные, детские площадки и многое другое. Также запущены процессы реализации новых проектов – жизнь продолжается…

– Итак, распределены все должности – заняты все кресла, новые люди у власти. Что же впереди у нынешней коалиции?

– (Улыбается.) Я дал объявление: если кому нужна должность, чтобы звонили-приходили ко мне, но, к сожалению, никто не пришёл. Безусловно, впереди большая работа. Надо делать дороги и дальше, как и другие объекты. Йыхвисцам, которым обещали помочь в ремонте фасадов, до сих пор это не сделано. Для йыхвисцев, независимо от возраста и положения, надо восстановить всё то, что у них было, и даже лучше. В конце концов, надо заниматься молодежью. Согласно предложению нашей коалиции, будет создана комиссия волостного собрания по работе с молодежью, которой никогда прежде не было. Это отражено и в нашем коалиционном договоре. Сделать надо всё, что обещали в предвыборной программе, как и то, что ждут жители волости. Неустанно работать для развития Йыхвиской волости и благополучия её жителей. Я заявляю, что и наша фракция, и я лично будем добиваться, чтобы не был оставлен без внимания и заботы ни один житель Йыхвиской волости.

Антонина Васькина
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam