Депутат Рийгикогу, член Йыхвиского волостного собрания Мартин Репинский – наш сегодняшний собеседник.
— Как неоднократно сообщалось и публично, да и именно вас ждала (пока продолжалось время приостановки ваших депутатских полномочий в волостном собрании) новоявленная коалиция на пост председателя Йыхвиского волостного собрания, но его вдруг занял Алексей Наумкин. Почему стала возможна такая метаморфоза?
— Такое предложение поступило от Алексея Наумкина: он хотел занять это место и был готов вступить в ряды Центристской партии. Я подумал, что если такая ситуация возникла, значит, в этом, скорее, надо увидеть плюсы. Хотя у меня был уже план действий, что буду делать на этом посту, также уже договорился о своём участии на всех заседаниях-собраниях и волостной управы с целью помогать продвигать все проекты, чтобы ничего не тормозилось. Хотя понимал, что у меня и без того достаточно большой объём работы, свободного времени почти нет. Да и посчитал, пусть за счёт Алексея Наумкина усилится местная организация Центристской партии, а я буду заниматься другими важными делами. Надеюсь, что он справится. И всё будет хорошо.
— А сейчас, не жалеете ли о том, что уступили пост другому, так сказать, без боя?
— Нет. И сегодня считаю, что принял правильное решение. Не надо сбрасывать со счетов и то, что когда Алексей Наумкин вышел из фракции «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом»), то мне не хотелось, чтобы нынешняя коалиция так быстро развалилась, ведь соотношение политических сил в волостном собрании зыбкое – 11:10. Перевес у нас в один голос.
— Вы обязанности председателя Йыхвиского волостного собрании готовы были выполнять бесплатно, не получая за это ни сента. Зачем вам это надо было?
— (Улыбается.) Из любви к родному самоуправлению и желанию как можно больше сделать для него. Но то, что я должен был работать бесплатно – это не мой выбор, таков закон в нашей стране: депутат Рийгикогу, работающий в местном самоуправлении, работает бесплатно.
— Но ведь Алексей Наумкин бесплатно работать не будет. Каким же будет его жалованье: зарплата в 2500 евро в месяц или же компенсация – 900 евро в месяц?
— Это решат депутаты, но, на мой взгляд, достаточно компенсации.
— Кстати, когда 23 ноября на сессии Йыхвиского волостного собрании вы представляли Алексея Наумкина на пост председателя, с какими эмоциями это делали – с открытым сердцем или же скрепя душу?
— (Улыбается.) С открытым сердцем, ведь решение о том, что этот пост займёт Алексей Наумкин, было принято раньше, до начала сессии. Так что никаких переживаний не было. Хотя многие оппозиционные депутаты писали мне, что мы поддержим лучше твою кандидатуру, а не Алексея Наумкина, но я считаю, что это было неискренне – просто играли на чувствах, ведь в том числе мне писали и говорили, зачем ты позволяешь себя так унижать — и всё в таком же духе. Хотя в глаза говорили одно, а за глаза – другое, совершенно противоположное. Но я на это никак не реагирую. Я был совершенно уверен в том, что надо двигаться дальше, ведь наш выбор сделан: коалиция наша воссоздана после почти трёхмесячного разрыва и, главное, чтобы те многие проекты, которые начаты, были доведены до конца — и никаких интриг, как и перемены власти.
— Но ведь оппозиция и не поддержала Алексея Наумкина – вроде бы, вообще отказалась голосовать. И он был избран лишь голосами коалиции, в том числе и своего собственного голоса?
— Действительно, так и было.
— И теперь, вы, по-видимому, планируете вновь приостановить свои депутатские полномочия в волостном собрании?
— Нет, не планирую. Буду и дальше в волостном собрании, так как надо держать многие моменты под контролем, для более эффективной работы, ведь у меня как члена Рийгикогу больше для этого возможностей, да и это мой долг. Имею в виду и те объекты, которые сейчас строятся, где надо отслеживать своевременное выполнение работ, чтобы они двигались, чтобы не было никаких проволочек – сдать в эксплуатацию в запланированный срок. Как и работу над новыми проектами — со стороны государства нам удалось привлечь многомиллионные инвестиции, например, на строительство Йыхвиской основной школы, крытого футбольного стадиона, легкоатлетического стадиона, променада, второго этапа реновации дороги на Нарва маантеэ, благоустройство городского парка…
— Получается, хотя вы и не председатель волостного собрания, но будете заниматься решением вопросов-проблем, как и проектами, представляя самоуправление и в верхах?
— Да, но мне не придётся постоянно находиться в здании волостной управы. Буду периодически проверять, как двигаются эти проекты, и если требуется моя помощь — помогать, в том числе и в установлении необходимых контактов. Ведь нередко многое решается простым телефонным звонком или письмом, как это, например, потребовалось для встречи с представителями Эстонского футбольного союза – для решения возникших вопросов. Сейчас наша коалиция на своем еженедельном собрании определила первоочередной задачей, которую мы поставили волостному управлению, как можно в более короткие сроки построить крытый футбольный стадион. Да и вообще, все проекты надо двигать быстрее. Это то, что меня всегда захватывало, как и то, почему мне нравилось быть волостным старейшиной.
— Почему вы посчитали просуществовавшую неполных три месяца винегретную коалицию ошибкой и воссоздали коалицию с избирательным союзом «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом»)?
— То, что винегретная (как её называют) коалиция была ошибкой, стало ясно с первых шагов — волостное управление стало создавать рабочие места для «своих», как и его действия-желания затормозить-разрушить всё, что ранее выстраивалось совместными усилиями. Да и никоим образом, в том числе и путём переговоров, не удавалось решить множество вопросов-проблем, даже вовремя не могли подать заявку, чтобы получить коронавирусные деньги от государства на ремонт дорог, в связи с чем, волость лишилась 1 миллиона евро… В то время, как коалиция с избирательным союзом «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом») — единственно верное решение, была (и есть) продуктивная работа – за два года было выполнено 78 процентов обещаний. Жители волости получили: променад, музыкальную площадь, современный стадион, парк, дороги, в том числе первый этап Нарва маантеэ, парковку перед рынком, детские, спортивные площадки, «Pargi Keskus» и многое другое. И сейчас продолжается реализация проектов – строительство нового здания Йыхвиской основной школы, променада, современного легкоатлетического стадиона, как и разработка новых проектов, в их числе — крытый футбольный стадион, пешеходный туннель под железной дорогой, кладбище для домашних животных… Всего 36 проектов-объектов. Мы старались и стараемся как можно лучше решить вопросы — именно лучше для Йыхвиской волости и её жителей. Так было, когда я был волостным старейшиной, так есть, когда являюсь депутатом Рийгикогу. У нас действительно хорошее сотрудничество, оперативное и эффективное решение вопросов-проблем – на это и впредь настроена коалиция, а результат – перед глазами йыхвисцев.
— Но тогда вовсе не понятно, почему же столь много критики в той же местной газете, где даже явные ваши плюсы превращают в минусы, например, пришедшие в Йыхвискую волость с вашей помощью-участием миллионы евро инвестиций преподносят как самовосхваление?
— Тут всё просто: когда мы были в составе винегретной коалиции меня совершенно не критиковали и в местной газете, и я уверен, что так продолжалось-поддерживалось бы и дальше, поскольку у неё, газеты, была цель, чтобы в Йыхви была та власть, а вот когда воссоздали коалицию с избирательным союзом «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом») — вновь критики целый поток. Предвзятая критика. Пусть это останется на совести критиков. Хотя, в то же время, критикуют тех, кто действительно что-то делает, кто на виду. Критикуют обычно сильных людей, в которых видят конкурентов. Но критика – не всегда это плохо, ведь она делает человека сильнее, способствует самоанализу, развитию… Хотя, конечно, если это критика не голословная – не ради критики. А ещё критика – это работа над ошибками, собственными ошибками.
— Хотелось бы прояснить и ещё один момент: перед историческим 24 сентября, когда был объявлен вотум недоверия разом всей йыхвиской власти – и законодательной, и исполнительной, тогдашний председатель волостного собрания Нина Негласон сказала в своем интервью о том, что всё же на 99 процентов надеемся, что эти вотумы недоверия не пройдут – мы разговаривали с людьми, у нынешней коалиции общих взглядов больше, чем разногласий, и мы также надеемся, что и 1-2 депутата из нынешней оппозиции присоединятся к нам. Но ведь не присоединились – и вотум недоверия был объявлен. В чём же просчёт?
— Сложно сказать. Не знаю, на кого они надеялись. Как показала практика, эти слова оказались пустыми. То, что я собираюсь создавать новую коалицию, – ни от кого не скрывал, предложил волостному старейшине Максу Кауру пост заместителя старейшины, а на его место найти нового волостного старейшину, но Макс Каур отказался.
— Вовсе не понятно: депутат Роман Граф – член Центристской партии, но он находится в оппозиции. Существует ли в Центристской партии какая-то партийная ответственность, партийная дисциплина, чтобы его обязать вернуться в коалицию, или же у вас полная демократия и свобода, а, может, и вовсе как туристы — что хочу, то и делаю?
— Сейчас, как раз, обсуждается этот вопрос с Романом Графом. И я думаю, что в ближайшее время он всё-таки присоединится к фракции Центристской партии, находящейся в коалиции. И дальше мы пойдём вместе. Конечно же, это ни в коем случае не красит Центристскую партию, когда одни её члены находятся в коалиции, а другие в оппозиции – по разные стороны баррикад. Такого допускать нельзя. И это моя одна из основных задач, так как являюсь председателем Йыхвиского отделения Центристской партии.
— Исчерпан ли конфликт, возникший, как утверждается в местной газете, именно из-за вас, между Ида-Вирумааским округом Центристской партии и центральным правлением Центристской партии. А был ли вообще конфликт или же его искусственно создали ваши недоброжелатели?
— На мой взгляд, исчерпан. Мы встречались в Рийгикогу с Мареком Кулламяги, руководителем Ида-Вирумааского округа Центристской партии, где обсуждали этот вопрос. Но я на самом деле после нашего разговора не понял, из-за чего был этот конфликт, ведь всё, что касается позиций, как и будущего в Йыхви Центристской партии, – мы мыслим с ним одинаково, скорее, есть проблемы у центристов в Нарва-Йыэсуу, где мы потеряли власть, как и в Люганузе, да и в Тойла не всё понятно… А в Йыхви центристы сделали многое. И у нас здесь позиции сильные, особенно в нынешней коалиции. А этот конфликт, он, действительно, был спланирован искусственно, – я думаю, что это провоцировали некоторые представители оппозиции, общаясь с Мареком, как и нашей свободной прессой. Но здесь важно понимать, что нас всегда будут пытаться сталкивать лбами – где-то пресса, где-то оппозиция… И чтобы этому противостоять, мы должны держаться вместе внутри партии, поддерживать друг друга в любой ситуации, ведь мы сильны в единстве. И, надеюсь, что дальше мы вместе с Мареком будем дружно идти к общей цели, всё делать для того, чтобы усиливалась Центристская партия. Хотя, конечно, искусственно созданный конфликт не очень хорошо повлиял на имидж партии в Ида-Вирумаа, но, надеюсь, что все мы сделали из этого свои выводы и в дальнейшем такое не повторится.
— В связи с этим конфликтом, вы написали очень сильный публичный ответ своему однопартийцу Яне Тоом, которая также обрушилась на вас с критикой. Приезжала ли она в Йыхви посмотреть, что здесь было сделано – как много проектов воплощено в реальность? Или же ваше приглашение так и осталось неосуществлённым?
— Нет, она не приезжала. Но Яна Тоом была единственным членом правления Центристской партии, которая предлагала согласиться с предложением Ида-Вирумааского округа выгнать меня из партии, а все остальные были против этого.
— Вновь произошедшее на минувшей неделе и ставшее уже традиционным в стране распределение парламентскими партиями так называемых «крышевых денег» — региональных инвестиций, в ваше ведение, как депутата Рийгикогу и члена Центристской партии, определило 75000 евро. Почему вы решили все эти средства направить Йыхвискому Богоявленскому храму — на строительство здания воскресной школы, точнее, духовно-просветительского центра, строящегося рядом с храмом?
— Эти «крышевые деньги» призваны для того, чтобы депутат Рийгикогу мог на месте, в своём регионе, решить какие-то местные проблемы. Конечно, можно было эти средства, как в прошлом году, раздробить – всем понемножку: спортивным клубам, некоммерческим объединениям, школам и так далее, чтобы, как говорится, о себе напомнить многим. Тем более, помочь хотелось всем, но столь маленькая помощь не спасёт положение всех, да и все эти учреждения финансируются планово, из волостного бюджета. В конце концов, посчитал, что в этот раз инвестиции нужнее всего на осуществление благой цели этого прихода. Давно знаю, что отец Андрей активно занимается тем, чтобы побыстрее завершить стройку, ещё остались внутренние работы, на которые требуется примерно 80000 евро. Да и я сторонник христианского образования – на мой взгляд, оно очень полезное для детей, особенно в наше время, когда они получают много далеко не объективной информации, в том числе из интернет-источников. И мои дети ходили практически постоянно заниматься в воскресную школу, когда находились в Йыхви.
— Но, вроде бы, и в прошлом году из «крышевых денег» вы, хотя и частично – 20000 евро, выделили тоже Йыхвискому Богоявленскому храму – на строительство здания этой же воскресной школы, как и установку памятника патриарху Алексию II?
— Да, так и было. И памятник патриарху Алексию II, во многом благодаря народным пожертвованиям, уже установлен, а вот воскресную школу, духовно-просветительский центр, ещё предстоит достроить. И чем раньше это будет сделано, тем лучше. Особенно важно то, что, наконец, этот объект будет достроен.
— Если не тайна, какие чувства обуревают вас, о чём вы думаете, когда идёте по йыхвискому городскому парку?
— (Улыбается.) Чувства радости, что старинный парк стал возвращаться к жизни, что есть в этом вклад нашей коалиции – Центристской партии и избирательного союза «Jõhvi – Meie Kodu» («Йыхви – наш дом»).
— Но ведь именно благодаря вам он оживает — вы же смогли извлечь из государственных закромов на начало благоустройства-обновления парка 400000 евро, чего не удавалось сделать ранее, почти в течение четырёх десятков лет, йыхвиским властям. Как вы относитесь к яростной критике ваших недоброжелателей, которые всячески умаляют ваши усилия по поиску и обретению Йыхвиской волостью этих 400000 евро?
— Главное, дела с благоустройством парка сдвинулись с мёртвой точки. Что вослед первому его этапу, уже последовал второй, который окончится весной установкой фонтана. Но необходим и третий этап – обновление парка надо продолжать и далее. Он должен стать уютным и любимым местом отдыха для наших жителей.
— То есть, вы хотите сказать, перефразируя слова известного поэта: «Пускай нам общим памятником будет обретённый в политических боях чарующий, великолепнейший парк»?
— (Смеётся.) Что-то в этом роде. Хотя до великолепия, желаемого великолепия, ещё далеко – тут предстоит большая работа.
— Но удастся ли и далее заниматься этой работой – тут всё, по-видимому, зависит от жителей Йыхвиской волости, доверят ли они власть, отдав свои голоса за представителей нынешнего коалиционного союза на предстоящих осенью следующего года местных выборах?
— Очень бы не хотелось, чтобы приятное преображение парка затормозилось, не говоря уже о его полной остановке. Как, вообще-то, и других проектов-объектов.
— Ваше мнение: доживёт ли до местных выборов или не доживет нынешняя коалиция, не прельстятся-не купятся ли депутаты-перебежчики всяческими сладострастными, хотя и безнравственными, посулами нынешней оппозиции?
— Считаю, что коалиция наша жизнеспособная и работоспособная. И верю, что она доработает до конца. Да и наши жители ждут от нас стабильности, всем надоели эти перемены в плане управления волостью, всё новые лица… Однако, если перевес лишь в один голос, то постоянно происходит попытка купить перебежчика, предложив ему всё, что угодно: и посты, и зарплаты, и привилегии…
— А не мучается ли перебежчик своей безнравственностью – купили же его всего с потрохами: личности-то, как таковой, уже нет?
— (Улыбается.) Перебежчиком я не был, поэтому спросите лучше об этом самих перебежчиков.
— Планируете ли баллотироваться на предстоящих местных выборах?
— Конечно. И это не только мои личные планы-желания, но и Центристской партии. Очень хочется продолжить начатое – ещё больше сделать для Йыхвиской волости, её жителей. Хотя тут одного моего желания мало, всё решат сами йыхвисцы – окажут ли мне поддержку своими голосами на выборах или не окажут.
— И в завершение. Впереди зимние праздники, хотя и в объятиях коронавируса. Будете ли их праздновать?
— Хотя я человек православный и праздную православное Рождество, но, учитывая, что мы живем в Эстонии, не удается обойти стороной и Рождество католическое. Обязательно наряжаем ёлку, дарим-получаем подарки. Обычно вместе с детьми ходим на какие-то мероприятия, хотя нынче, в связи с коронавирусом, мероприятий будет, конечно, мало, но, все же, постараемся поездить по всей Эстонии – посмотреть, где что происходит. Празднование – тут всё в первую очередь направлено на детей. Им хочется подарить праздник, радостный и весёлый. Новый же год обычно проходит дома, в семейном кругу. Приезжают и родственники, в том числе и со всех частей мира, например, моя сестра живёт в Шотландии. Но в этом году ничего не ясно – самолёты ведь не летают. Но, как бы то ни было, а всех йыхвисцев и идавирумаасцев поздравляю с зимними праздниками. Всем тепла и света. И, конечно, здоровья, особенно в наше коронавирусное время. И пожелать, чтобы коронавирус остался в этом году, а в новом – жить уже без него, возвратиться к былой жизни, чтобы в родной Йыхвиской волости воцарился мир, стабильность, всеобщая христианская любовь.
Антонина Васькина
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ