В Белом зале Кохтла-Ярвеского Музея сланца 11 декабря в условиях «ограниченной реальности» открылась годовая отчетная выставка работ членов городского Объединения художников. Первыми картины друг друга увидели сами двадцать авторов сорока восьми картин, представленных в экспозиции. Другие же желающие побывать на этом вернисаже, получили виртуальную возможность: художник Ольга Жаркова – руководитель Кохтла-Ярвеского Виртуального филиала Государственного Русского музея Санкт-Петербурга вела прямую трансляцию в Интернет с церемонии открытия выставки.

Лица заведующей галереей Белый зал Хельги Коплиорг и художников наглухо закрыты защитными масками. Все, как могли, соблюдали дистанцию. Таково было распоряжение властей страны. Первоначально назначенное на 15 декабря открытие выставки, перенесли на более ранний срок, так как с 14 декабря Музей сланца, как и другие культурно – просветительные учреждения, закрывается на карантин вплоть до 5 января. «Анестезия». Так назвал свое полотно, представленное на выставке, художник Юрий Хорев, для которого этот год был наиболее болезненным из-за закрытия Вахтраского Центра творчества, где расположена его школа-студия. Художник Ольга Жаркова назвала эту картину «грустной и отвечающей ситуации». Однако стоит напомнить, что анестезия – это обезболивание. А в нем сегодня более всего нуждаются люди, переживающие душевную боль от последствий пандемии. В таком случае, всю выставку можно назвать «мощным анальгетиком», потому что выставленные на ней полотна внушают оптимизм, веру в светлое будущее.

Художник Эдуард Конт показал на выставке работу, посвященную 100-летию футбола в Йыхви. На полотне жители старого города гоняют мяч на фоне церкви. Жанровая работа Конта как всегда отражает своеобразие характера каждого персонажа, создает атмосферу спортивного, и не только спортивного, азарта.

Пейзажи Ольги Жарковой – результат прошлогодних поездок по Эстонии и России. Волга в районе Ржева – фактически, песня о русской реке. Широкая, как сама Волга. Зимние пейзажи Маре Ребане навевают мысли о приближающихся новогодних праздниках, во время которых, вероятно, снег можно будет увидеть разве что только на ее полотнах.

На выставке много цветов. Это и акварели старейшего художника Объединения Лейли Пууре, и цветы на картинах Светланы Петровой. Для Лейли уходящий год ознаменовался тем, что благодаря врачам, «починившим» ей глаза, она увидела свои акварели в более ярких красках. Светлана говорит, что вынужденные кризисные меры предосторожности во время пандемии, повлияли на ее настрой так, что она ощутила потребность четче видеть в окружающем мире прекрасное, острее самой переживать чувства близких ей людей.

Вот что сказал об уходящем годе председатель городского Объединения художников Аарне Ханни.

– У нас обычно бывают две выставки в году: весенняя и осенняя, которая экспонируется до Нового года. Сейчас, когда все перепуталось, мы делаем зимнюю отчетную выставку. Сегодня мы открываем ее с очень ограниченным присутствием авторов, но видеть и вернисаж, и саму выставку можно будет в виртуальном пространстве. А 5 января планируется открытие Белого зала, и тога познакомиться с работами реально, смогут все жители и гости Кохтла-Ярве.

– Каким был этот «коронавирусный» год для художников города?

– Понятно, что в результате ограничительных мер художникам пришлось больше работать самостоятельно. Очень мало воплощалось совместных проектов. Но всё-таки в летний период мы смоги выйти на природу, поработать и в Валасте, провести пленэры совместно с нарвскими художниками, результаты которых есть на нашей выставке. Надеемся, что в наступающем году у нас появится возможность поработать вместе с художниками Ида-Вирумаа. А вообще нам самим интересна эта выставка, которая дала возможность увидеть, кто в этот сложный период над чем и в какой технике работал, – сказал Аарне Ханни.

На вопрос, сказались ли введенные из-за пандемии ограничения на творчестве, ответила Ольга Жаркова.

– Конечно, сказались. Многие коллеги говорили, что у них пропал стимул к работе, так как закрывались и закрываются многие галереи, выставочные залы, их работы не покупают. Естественно, это сложный период для художника, и немногим удается собраться и сделать какие-то новые работы, потому что вся ситуация невольно влияет на творчество. И я очень рада тому, что наши художники нашли в себе силы для создания новых работ.

– Тем не менее, что мы видим: ни на одной работе нет, условно говоря, «Пира во время чумы». Хотя известно, что Пушкин писал это произведение, находясь «на карантине» в Болдино. Но он создавал тогда и лирику. И на этой выставке даже не пахнет пессимизмом. В чем дело?

– А в том, что у художников в трудные времена обостряются все чувства, в том числе, и вера в лучшее будущее. Например, как на меня повилял этот период: мне пришлось работать дома, и чтобы оградить близких от запаха масла, я перешла на акварель. Думаю, эта техника у меня получит продолжение.

В эти дни одновременно с выставкой работ художников Кохтла-Ярве проходит еще одна. В ней тоже участвуют художники из Кохтла-Ярве. Выставка называется «Мост-3», и проходит она в Москве, выставочном зале «Тушино». В ней участвуют члены Объединения художников Москвы и Объединения русских художников Эстонии. Организуется она при содействии посольства Российской Федерации в Эстонии. В экспозиции этой выставки представлены работы Ольги Жаркой, Эдуарда Конта, Сергея Царегородцева, Тамары Брейдекс. Выходит, творческий мост, соединивший московских и эстонских художников, не удалось разрушить никакой пандемии.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam