20 февраля в Кохтла-Ярве в здании Вирумааского колледжа руководители органов местного самоуправления, предприниматели, представители профсоюзов обсуждали перспективы развития Ида-Вирумаа в свете «зеленой» политики Евросоюза. Министры государственного управления Яак Ааб и экономики — Таави Аас, а также еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон говорили о новых планах Европейской комиссии в связи с ”зеленым курсом». Согласно этой политике, к 2050 году, то есть через 30 лет, Европа должна достигнуть «климатической нейтральности». И, хотя министр Ааб неоднократно заявлял, что никакого неожиданного, экстренного «пыксита» (отказа от использования сланца) не будет, министр Таави Аас предположил, что самой большой проблемой жителей для региона является их тревога — они не знают, каким будет будущее. Он уверял, что сланец в Эстонии будут продолжать использовать.
Какое настроение в связи с уже происходящим сокращением использования горючего сланца в Эстонии, царит в местных самоуправлениях? Например, мэр Нарвы Александр Евграфов ответил журналисту, что «не надо сгущать краски, никто не говорит о паническом настроении в городе. Обстановка, может быть, не самая легкая, но люди продолжают работать, рабочие места в Нарве есть. Главное сейчас – с помощью государства понять, куда двигаться дальше».
Председатель городского собрания Силламяэ Елена Коршунова назвала настроение жителей ее города тревожным.
– Мы надеемся из уст и министров и еврокомиссара получить ответы на вопросы, которые для Силламяэ очень важны. К настроению в городе нельзя применять понятие «паника», но есть тревога, которая оправдана, поскольку нарвские энергетики и горняки разреза «Нарва» — жители нашего города.
А вот как оценил обстановку до начала основной встречи с министрами и еврокомиссаром директор республиканского Союза городов и волостей Эстонии Вейкко Лухалайд.
— Господин Лухалайд. Что происходит в Ида-Вирумаа, когда народ оценивает сложившуюся ситуацию как критическую, мол, «шеф, все пропало», а правительство говорит – ничего не пропало, «заграница нам поможет»? На ваш взгляд, как реально обстоит дело?
— Паника большая, а поднялась она из-за того, что поступают неправильные сигналы, которые идут как от предпринимателей, правительства, так и от Евросоюза. И самоуправления ушли не очень далеко. Когда только начинали обсуждать ситуацию, искать ответ на вопрос, как выйти из сложившегося положения, пошел информационный поток, из которого можно было понять, что эстонскому сланцу пришел конец. Сначала приняли решение по климатической политике. Затем должны были выработать компенсационные решения. Но таковых еще не было, а уже начали говорить о конце добычи и использования сланца. Сегодня какие-то решения в ЕС уже есть. Начинали с Германии, потому что она в таком же положении как и мы, у них прекращается использование угля. Наш представитель в ЕС Кадри Симсон сумела вложить в общеевропейскую проблему и наш сланец, потому что нигде в ЕС нет такого объема использования этого вида полезного ископаемого, как в Эстонии. По нашим планам было отведено еще 50 лет на использование сланца, но сегодня мы на это уже надеяться не можем, и это надо признать честно.
В обсуждении перспектив развития Ида-Вирумаа с министрами и еврокомиссаром участвовал человек, который в любые времена никогда не выдавал желаемое за действительное. Это Тийт Вяхи, бывший премьер-министром Эстонии в 1992 и 1995 – 1997 годах. И сейчас этот известный в Эстонии предприниматель называет вещи своими именами.
— Здесь в Ида-Вирумаа есть три очень хороших фактора. Первое – здесь есть сланец, есть инвестиции в это полезное ископаемое, и есть опытные люди, которые умеют работать со сланцем. Второе – это соседство с Российской Федерацией. И если с умом использовать эти возможности… В-третьих, здесь есть большой порт Силламяэ. Кроме того, в регионе есть высшая школа. Развита здесь и культурная сфера – театры, Дворцы культуры, концертные залы. Будущее у этого региона есть, — сказал Тийт Вяхи.
Перед началом основной встречи с эстонскими министрами и еврокомиссаром, Вейкко Лухалай говорил, что на ней может проясниться что-либо конкретное. И вот встреча завершилась, журналист снова обратился к директору Союза городов и волостей Эстонии.
— Господин Лухалайд, была ли высказана какая-то конкретика или опять все ограничилось общими словами?
— Конкретики сейчас и не может быть, потому что ничего не ясно с деньгами. Только сейчас было принято решение о создании нового европейского фонда сланца, как сказала еврокомиссар Кадри Симсон. Сейчас ЕС обсуждает положение в Германии и Франции, связанное с углем. Симсон сумела в это обсуждение включить и сланец. Идея в том, что регионы, в которых добывают уголь и сланец, получают финансирование на развитие других отраслей.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ