Дворцовые перевороты в йыхвиских коридорах власти воспринимаются, можно сказать, как уже нормальное явление (к ним, хотя и негодуя, все привыкли – слишком часто они происходят: «прославились» даже на всю Эстонию), но вот своего рода рейдерского захвата власти тут, до 17 июня, ещё не было.
Об этом, и не только об этом, в интервью с ныне оппозиционным депутатом Йыхвиского волостного собрания Алланом Мяндом.
— Почему на заседании волостного собрания 17 июня были отозваны вами, тогдашней коалицией, заявления об объявлении вотума недоверия председателю волостного собрания Алексею Наумкину и волостному старейшине Юри Конраду?
— Нам стало известно, что реформисты – Марис Тоомель и Айвар Сурва, входившие в тогдашнюю оппозицию и чьи подписи стояли в числе одиннадцати под заявлениями об объявлении вотума недоверия Алексею Наумкину и Юри Конраду, ведут переговоры о создании новой коалиции. Мартин Репинский заставил Юри Конрада (просто-напросто сдал его вместе с постом реформистам – в знак благодарности за вхождение в создаваемую коалицию) написать заявление об уходе с поста волостного старейшины по собственному желанию, настаивал он на том же и в отношении своего однопартийца Алексея Наумкина, который отказался это сделать (в связи с чем, теперь заговорили о его исключении из Центристской партии). Но, главное, Мартин Репинский перебежал в лагерь наших политических оппонентов, в связи с чем, перевес голосов (в один голос) оказался на их стороне – 11:10.
— По сути дела, к власти вновь пришла печально известная винегретная коалиция?
— Да. Она, как известно, начинала свою деятельность не с продолжения реализации проектов, а с создания для себя более комфортных условий – сменила мебель в своих кабинетах, даже с бархатными, как в театре, стульями.
— Но ведь совсем недавно Мартин Репинский, голосуя за объявление вотума недоверия своему однопартийцу, тогдашнему волостному старейшине Максу Кауру, неоднократно публично утверждал: созданная им винегретная коалиция была ошибкой, а сотрудничество с пришедшей ей на смену новой коалицией (Центристская партия и избирательный союз «Meie Kodu»/«Наш дом») продлится до выборов и даже после выборов, а теперь он заявляет то же: нынешняя коалиция была плоха, а лучше винегретная, которая доживёт до выборов и продлится после выборов. Где же искренность великого манипулятора-комбинатора, как вы считаете?
— Об этом лучше спросить самого Репинского. Но ясно то, что он своими манипуляциями нанёс огромный ущерб имиджу Центристской партии в нашем регионе.
— Как же проходил рейдерский захват власти?
— (Улыбается.) К счастью, без кровопролития, но с нарушением всех действующих в стране законов. Да и безобразного поведения на заседании волостного собрания Нины Негласон – крика, оскорблений… После того, как повестка дня была исчерпана, председатель волостного собрания Алексей Наумкин закрыл заседание, официальное заседание. Он и ещё 9 депутатов (которые стали теперь оппозиционными) покинули зал заседания, где осталась новорожденная коалиция – 11 депутатов – и продолжила ведение заседания, уже неофициального. Роль председателя волостного собрания взял на себя самый старший по возрасту депутат, юрист по образованию Пауль Пасс, вроде бы, должен знать законы, но и для него, как и всех присутствующих, закон оказался не писан. И здесь (в ходе тайного голосования) единогласно, всеми 11 голосами, председателем волостного собрания была избрана Нина Негласон, а волостным старейшиной Марис Тоомель, которая, в свою очередь, тут же назначила своих помощников-заместителей – Юри Конрада и Макса Каура, а членом волостного управления – Арво Аллера. Хотя всё это противоречило законодательству. Во-первых, Алексею Наумкину не был объявлен вотум недоверия. И он должен оставаться на своём посту, по крайней мере, до следующего заседания волостного собрания, так как Нина Негласон во время официального заседания вручила Алексею Наумкину новое заявление об объявлении ему вотума недоверия, но ведь голосование, согласно закону, должно состояться лишь на следующем заседании волостного собрания. Да и Юри Конрад, как волостной старейшина, до 24:00 сохранял, также согласно закону, свои полномочия: мог забрать своё заявление об увольнении обратно. А Марис Тоомель в то время ещё оставалась депутатом волостного собрания и не имела права назначать свой кабинет. Таким образом, появилось двоевластие.
— Может, точнее, не двоевластие, а анархия, вакуум власти?
— Можно и так сказать. Ведь помощники волостного старейшины – Эвелин Данилов и Тоомас Наэль были сразу же уволены (хотя это должно было произойти после следующего заседания волостного собрания), а незаконно избранные не могли пока быть у власти. Да и Марис Тоомель не имеет полномочий, ведь она не утверждена официальным волостным собранием, а неофициальное же – незаконно. Но всё это не помешало сходу начать чистку – освобождать площадку для своих людей, рассаживая их на всяческие должности-посты. Начали с замены состава совета Йыхвиского дома по уходу. То же предстоит и всем другим советам, представительствам, как и комиссиям волостного собрания.
— За столь короткий срок, оставшийся до выборов, новоявленные кадры не смогут даже толком вникнуть в порученное дело, а не то, чтобы что-то весомое сделать. Или у вас иное мнение?
— Плодотворный итог для нынешней коалиции сейчас не столь важен. Важнее – создать свою команду, чтобы как можно больше получить голосов на выборах. Как стало известно, во время неофициального заседания волостного собрания один из депутатов предложил сделать перерыв до 24:00, а потом вновь собраться, когда Марис Тоомель могла бы, вроде бы, как уже на законных основаниях, назначить свой кабинет. Но это предложение не было поддержано – и здесь решено было обойти закон, да и не стали себя зазря утруждать — не хотелось лишать себя сна. То есть, все решения были приняты незаконно. Более того, Нина Негласон даже назначила проведение следующего заседания волостного собрания – на 30 июня, в то время как Алексей Наумкин – на 15 июля. И накануне праздников, 22 июня, за подписью Нины Негласон, как председателя волостного собрания, всем депутатам – и коалиции, и оппозиции – были разосланы приглашения на заседание волостного собрания, которое она и проводит 30 июня, где также значится голосование по объявлению вотума недоверия всё ещё действующему председателю волостного собрания Алексею Наумкину.
— Вы, имеется в виду нынешняя оппозиция, пойдёте ли на это заседание?
— Этот вопрос мы пока не обсуждали, но, скорее всего, не пойдём – ведь это же вовсе не легитимное заседание, ведь на это заседание должен приглашать ещё действующий председатель волостного собрания Алексей Наумкин. И если ему будет объявлен вотум недоверия, только тогда должны состояться выборы, согласно закону, нового председателя волостного собрания – той же Нины Негласон. А также и всей волостной исполнительной власти.
— На ваш взгляд, столь вероломно ведёт себя возродившаяся винегретная коалиция (правда, в новом обличье) потому, что получила соответствующие ЦУ в верхах?
— Действительно, её представители (Нина Негласон, Мартин Репинский, Алексей Наумкин), как сообщалось в печати, ездили на встречу в Таллинн, в офис Центристской партии, но о чём там шла речь – мы не знаем.
— Интересно, возможно ли реабилитировать попранный закон: искать восстановление справедливости в суде, как и у канцлера права?
— Особого смысла в этом нет. Суд, можно сказать, отпадает, так как рассмотрение дел там требует много времени, а его, по сути, нет: до муниципальных выборов – каких-то три месяца осталось. А канцлер права, скорее всего, ответит: это местные дела-проблемы – разбирайтесь сами, но, всё же, к канцлеру права мы намерены обратиться. Необходимо получить правовую оценку.
— А пока, выходит, самозванцы на троне?
— (Улыбается.) Что-то в этом роде.
— Хотя это, как ни удивительно, не мешает им – ни Нине Негласон, ни Максу Кауру, ни Юри Конраду – уже представлять себя на проходящих в Йыхви различных мероприятиях, в том числе и праздничных, руководителями Йыхвиской волости. Какими же глазами они смотрят в глаза йыхвисцев?
— Об этом лучше спросить самих незаконно избранных руководителей волости.
— Всё же, им надо отдать должное: умеют искусно пустить пыль в глаза: неблаговидные свои дела-поступки подать в красивой обёртке?
— Я думаю, что йыхвисцы уже научились отличать зёрна от плевел.
— Уже известно, какие сферы будут курировать Юри Конрад и Макс Каур?
— Согласно присланным за подписью Нины Негласон документам с незаконного заседания волостного собрания: Макс Каур – хозяйственные вопросы, развитие, предпринимательство, а Юри Конрад – социальные вопросы, образование, культура, спорт.
— Кстати, центристы, значащиеся у власти, — варяги в Йыхвиской волости: Мартин Репинский (депутат Рийгикогу) и Макс Каур живут в Таллинне, Юри Конрад – в Валга, здесь просто зарабатывают деньги. Всё же местные руководители – лучшее приобретение?
— Варяги, они и есть варяги. Юри Конрад может вновь продолжать наслаждаться рыбалкой, как это было, когда он находился на посту волостного старейшины, предпочтя, в связи с коронавирусом, работу на удалёнке, а Макс Каур будет вести задушевное общение-разговоры с йыхвисцами на улицах города (у него это замечательно получается) – готовить свой электорат к выборам, чтобы собрать побольше голосов избирателей.
— Что же впереди: в масс-медиа уже прозвучало много красивых слов-обещаний от новых властей, а вы, как считаете: принесёт ли очередная, столь нахрапистая, смена власти хорошие изменения Йыхвиской волости и её жителям?
— Сложно сказать. Скорее всего, новая власть, всячески используя свой административный ресурс, в первую очередь будет готовиться к выборам, которые состоятся 17 октября. Сейчас в Йыхвиской волости в работе очень много проектов и очень хотелось бы, чтобы они были успешно завершены. Хотя, судя по предыдущему опыту недолгого нахождения данной, винегретной, коалиции у власти, в это плохо верится.
Антонина Васькина
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ