Казалось бы, очередной делёж власти в Йыхвиской волости должен был остановиться 17 июня после того, как на заседании волостного собрания, перед его началом – оглашения-принятия повестки дня, было отозвано заявление об объявлении вотума недоверия председателю волостного собрания Алексею Наумкину и волостному старейшине Юри Конраду – из 11 подписей осталось лишь две – реформистов: Марис Тоомель и Айвара Сурва. Эти две подписи, согласно закону, не имеют силы, их недостаточно для того, чтобы объявлять вотум недоверия, необходимо самое малое – 6 подписей (1/4 – от состава волостного собрания, в нём – 21 депутат). И жизнь самоуправления должна была бы пойти дальше мирным путём, да и все остались бы на своих постах – вместо очередной пертурбации все силы были бы направлены на выполнение намеченных планов. Но жажда власти, заветная цель встать у руля Йыхвиской волости, не позволила смириться бывшей теперь оппозиции во главе с Ниной Негласон с таким неприятным сюрпризом и сохраняющимся раскладом политических сил, тем более, что посты-портфели уже заранее были распределены – провели своё кулуарное заседание после окончания официального заседания, когда Алексей Наумкин и теперь уже ставшие оппозиционными депутаты покинули зал заседания… А 30 июня новоявленная коалиция провела ещё одно своё внеочередное, опять же кулуарное, заседание: 22 июня Нина Негласон за своей подписью как председателя волостного собрания разослала всем депутатам приглашение…
Председатель Йыхвиского волостного собрания Алексей Наумкин – наш сегодняшний собеседник.
– Почему вы, как и нынешняя оппозиция, не пришли на заседание 30 июня?
– Потому что не считаем это заседание легитимным. Оно ведь даже созвано нелегитимно: Нина Негласон не имела права созывать его.
– Первый пункт повестки дня 30 июня значился как «Обсуждение представленного 17 июня вотума недоверия председателю волостного собрания Алексею Наумкину». Какой из них имеется в виду: тот, который был ранее инициирован, но снят с голосования 17 июня, или же новый – тот, который подала вам Нина Негласон уже в ходе этого заседания волостного собрания?
– Не знаю. С этим вопросом лучше обратиться к Нине Негласон.
– Голосовать же по данному вопросу не стали, обошлись лишь обсуждением. Получается, двоевластие в Йыхви продолжается, ведь, по сути, вотум недоверия вам так и не был официально объявлен – вы продолжаете оставаться действующим председателем?
– По-видимому, нынешняя коалиция считает, что голосование прошло 17 июня во время проведения их незаконного заседания, когда роль председателя взял на себя старейший член волостного собрания Пауль Паас.
– Но неизбежно впереди придётся сойтись и коалиции, и оппозиции, как и двум председателям волостного собрания, в одной точке – зале волостной управы – 15 июля: когда вы объявили на заседании 17 июня о следующем заседании волостного собрания, в то время, как и Нина Негласон на кулуарном заседании 30 июня также объявила, что следующее заседание пройдёт тоже 15 июля, хотя заседания президиума волостного собрания назначены в разные дни, но тут Нина Негласон, всё же, опередила вас на день?
– Проведение заседания на 15 июля я назначил согласно существующему в нашем самоуправлении закону-постановлению – третья неделя месяца, четверг. А что касается Нины Негласон, то, по-видимому, они хотят как-то узаконить свои заседания, так что 15 июля для них – прекрасная возможность для этого.
– Если не тайна, обращались ли вы в какие-то высшие инстанции, к тому же канцлеру права, в поисках закона-справедливости, в связи с этим беззаконием – столь беспрецедентным рейдерским захватом власти?
– Пока нет, но собираюсь это сделать. Точку здесь должен поставить суд.
– На ваш взгляд, почему в Йыхви сложилась такая политическая обстановка: идет постоянная борьба за власть – с этими нескончаемыми вотумами недоверия прогремели уже на всю Эстонию?
– Этот вопрос не ко мне: я в таких играх не участвую. Об этом надо спросить у тех, кто инициирует-подаёт эти вотумы недоверия.
– Попавшая нынче в оппозицию былая коалиция, находившаяся у власти в целом более трёх лет, успела сделать немало хорошего для Йыхвиской волости и её жителей, хотя, конечно, могла сделать ещё больше, но эта постоянная нестабильность, вечные политические баталии – ярая борьба за власть тормозят развитие самоуправления. Или вы так не считаете?
– Безусловно, на пользу это не идёт. Ведь трясёт в первую очередь исполнительную власть – сменяются не только её руководители, но и другие работники. Как и меняются приоритеты – отсюда хаотичность, хаос.
– Дворцовые перевороты в йыхвиских коридорах власти ведь негативно сказываются и на имидже Центристской партии, вызывают раскол в её местных рядах – получается, что однопартийцы дерутся между собой, участвуя в этих переворотах. По всей видимости, это не прибавит ей голосов на предстоящих 17 октября местных выборах?
– Однопартийцы между собой не дерутся, хотя, понятно, что какая-то конкуренция существует, как и в любой другой партии. А выборы – здесь, конечно, всё зависит от жителей Йыхвиской волости – наших избирателей.
– Ваш однопартиец Мартин Репинский перебежал в противоположный лагерь –оппозиции, благодаря чему она и стала теперь коалицией, возрождённой винегретной коалицией, созданной ранее всё тем же Мартином Репинским и которую он затем неоднократно публично признавал своей ошибкой, а теперь вновь возродил её?
– Этот вопрос лучше адресовать самому Мартину Репинскому.
– Действительно ли, что 30 июня состоялось заседание правления регионального отделения Центристской партии Ида-Вирумаа, куда были приглашены вы, Мартин Репинский и Роман Граф, и где в повестке дня значился также пункт «Об исключении из рядов партии Мартина Репинского и Романа Графа»?
– Да.
– Это было связано с данным переворотом власти в Йыхви?
– Не с переворотом, а, по мнению региональной партийной организации, с нарушением Устава партии: Репинский и Граф поддержали вотум недоверия своему однопартийцу – мне, чем нарушили Устав партии.
– Каков же итог?
– Мнения разделились: одни были за, другие – против. Решено было продолжить рассмотрение этого вопроса на следующем заседании, чтобы заслушать все стороны – не только меня, но и Мартина Репинского, и Романа Графа, в связи с тем, что они отсутствовали на этом заседании – как известно, находились в это время на заседании волостного собрания. И уже после этого будет принято решение. Я лично против дальнейшего раскола партии, против исключения из её рядов, может быть, лучше обойтись просто каким-то выговором. Но здесь надо чётко подчеркнуть позицию регионального отделения партии о соблюдении Устава партии, что он для всех членов партии един, независимо от занимаемого положения-должности, и его надо исполнять всем без исключения.
– Не очень-то понятно, ведь год назад без какого-либо заслушивания исключили из партии Артхура Сепперна и Эдуарда Эаста?
– По-видимому, теперь тут иная позиция.
– Авторитет Центристской партии в Ида-Вирумаа, в частности, в Йыхви, заметно снизился, необходимо в срочном порядке собирать осколки партии – об этом тоже шла речь на данном заседании?
– Нет. Там рассматривались другие вопросы. Говорилось о том, что собрания Йыхвиского отделения Центристской партии, в котором 140 членов, не проводятся.
– Его, вроде бы, возглавляет Мартин Репинский?
– Да.
– Как сообщалось в масс-медиа, в Таллинне, офисе Центристской партии, на состоявшейся встрече была достигнута договоренность о перевороте власти в Йыхви – создании новой коалиции и лично вам было дано указание от Ратаса войти в состав новой коалиции?
– Таких указаний не было, тем более я в этих переговорах не участвовал. От Мартина Репинского в четверг утром (9:00), 17 июня, в Таллинне я узнал, что если будет объявлен вотум недоверия, то в новой коалиции нам, центристам, будет предложено два поста – помощников волостного старейшины, но наши новые потенциальные партнёры по коалиции (избирательный союз «За Йыхви», Партия реформ и независимые депутаты) не видят меня в составе нового руководства волости. Никакого ответа я тогда не дал, сказал, что дождёмся 16:00, когда начнётся заседание волостного собрания, так как, согласно имеющейся у меня информации, эти вотумы недоверия, возможно, не будут объявлены, об этом я сказал и Юри Ратасу.
– Интересно, было ли принято на этой встрече в Таллинне 17 июня окончательное решение о том, как же вести себя местным центристам, в связи с вотумом недоверия?
– Ничего конкретного не было сказано. Обсуждали вариант, если вотумы недоверия всё же пройдут.
– Вы ещё не жалеете, что вступили в Центристскую партию?
– Нет, не жалею.
– А вас не исключат из партии за то, что вы не поддержали рейдерский захват власти, в котором участвовали и центристы – Мартин Репинский и Роман Граф?
– Но я ведь ничего не нарушил. Я просто проводил заседание волостного собрания в правовом поле.
– Какими вам видятся в довыборные 3 месяца дальнейшие действия в волостном собрании: возможно ли сотрудничество между нынешней коалицией и оппозицией или же это совершенно противоположные лагеря?
– Сотрудничество возможно для принятия решений, если эти решения и правовые акты будут действительно связаны с развитием волости и улучшением условий жизни йыхвисцев.
– После 15 июля, заседания собрания, которое придётся вести в тандеме с Ниной Негласон, какой вам видится ваша дальнейшая политическая судьба: вы с ней уже определились – войдёте в состав коалиции, оппозиции или будете независимым депутатом?
– Пока буду независимым депутатом.
– Предполагаете ли, что вас за это могут исключить из рядов Центристской партии, тем более, Мартин Репинский в интервью еженедельнику «Панорама» сказал, что уже сделано предложение партии от Йыхвиского отделения исключить вас из её рядов, в связи с тем, что вы не подчинились решению о создании этой новой коалиции (почему и пришлось вашим однопартийцам в числе новоявленных партнёров голосовать за объявление вам вотума недоверия)?
– Но Мартин Репинский – это же не вся партия.
– В Йыхви бытует мнение, что Мартин Репинский просто-напросто хочет избавиться от вас как от сильного конкурента, в том числе и с учетом будущих выборов в Рийгикогу, а не только местных. Это правда или же слухи?
– Не знаю, лучше спросить об этом Мартина Репинского.
Антонина Васькина
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ