В полученном Йыхвиской волостной управой решении-мнении от Министерства финансов в ответ на запрос отстранённого в ходе рейдерского захвата власти от должности председателя волостного собрания Алексея Наумкина признано, что это отстранение незаконное. А значит, зримо указывается на незаконность произошедшего 17 июня рейдерского захвата власти, как и на нелегитимность нынешней власти Йыхвиской волости. Окончательный же правовой вердикт – самозванцы ли на троне в Йыхви — должно вынести Министерство юстиции, как и суд.
— К сожалению, если руководствоваться ответом-мнением Министерства финансов, то мы сейчас живём в беззаконии – не по правилам, а по понятиям, — говорит оппозиционный депутат Йыхвиского волостного собрания Николай Осипенко. – Но при всём этом, закон должен быть восстановлен, восстановлена справедливость — и жили мы всё-таки не по понятиям, а по закону эстонского государства. Всё, что произошло — отстранение от должности председателя волостного собрания, волостного старейшины и всех остальных — противозаконно. И новая власть тоже избрана незаконно. Да и, согласно закону, принимаемые ею сейчас все решения-действия – совершенно не законны. Но, похоже, что у нынешней коалиции такой стиль, такое желание, такой принцип работы. Хотя люди должны приходить во власть по убеждению — для того, чтобы работать на благо Йыхвиской волости и её жителей, а не для того, чтобы получить какую-то должность и другие личные блага, как есть это и сегодня, но комментировать это — не хочу.
Вряд ли сегодняшней оппозиции удастся добиться восстановления в Йыхвиской волости закона и справедливости до 17 октября – дня муниципальных выборов, ведь депутаты, совершившие рейдерский захват власти, не вернут законную власть добровольно. В правовом государстве отсутствует право, механизм, позволяющий, если не молниеносно, но сравнительно быстро решать такого рода проблемы, поэтому жителям волости придётся жить до выборов во времена беззакония.
Нынешняя же оппозиция находится в сложном положении: не признавая эту власть легитимной, вынуждена считаться с нею, ведь самоуправление должно жить, развиваться, и в этот период безвременья, так что невозможно абстрагироваться от участия в решении вопросов-проблем, а значит, необходимо приходить на заседания волостного собрания, видеть-знать: что же происходит и как-то влиять на происходящее. — Несмотря на то, что мы считаем нынешнюю власть нелегитимной, — поясняет Николай Осипенко, — но полностью отстраниться от участия в заседаниях волостного собрания, как и игнорировать всё происходящее в волости, — нельзя: у члена волостного собрания всегда, при любых условиях, остаётся ответственность перед жителями волости, перед своими избирателями, за жизнедеятельность самоуправления, его развитие.
Хотя особо влиять на принимаемые нелегитимной властью решения, как и на её конкретные дела, оппозиция не может, ибо у коалиции большинство голосов, да и все, без исключения, портфели (в том числе председателей-заместителей комиссий волостного собрания) она забрала себе, распределив их между своими членами. Оппозиции же остаётся делать депутатские запросы, но и здесь далеко не всё просто, ведь делая запрос, косвенно признаётся легитимность власти, как и участие в голосовании на заседаниях волостного собрания. Есть и крайний случай: возможность применения ответной силы – объявление вотума недоверия руководителям незаконной власти. Причём всем сразу: председателю волостного собрания Нине Негласон, волостному старейшине Марис Тоомель и двум помощникам волостного старейшины — Максу Кауру и Юри Конраду, что оппозиция и решила сделать, хотя до выборов уже остаются считанные дни, да и вероятность успеха осуществления вотума недоверия – мизерная: вряд ли члены коалиции станут голосовать за объявление вотума недоверия своим знаменосцам.
— Вызывает много вопросов и кадровая политика нынешнего волостного руководства, — подчёркивает Николай Осипенко. — Спешат расставить своих людей на всех постах. О произведенных изменениях, новых назначениях, приходится сожалеть. Продолжают привозить варягов – своих друзей и знакомых. Создаётся мнение, что ни в Йыхви, ни в Ида-Вирумаа нет достойных кадров, здесь живут одни дураки и идиоты, а за пределами Ида-Вирумаа – сплошь умные. Не говоря об уровне старейшины и его помощников, уже завозят даже спортсменов на пост руководителей. Это же плевок в сторону наших спортсменов, да и всех жителей волости. Неужели нет в Йыхви, как и в Ида-Вирумаа, хотя бы одного человека, разбирающегося в спорте, способного руководить. И чем был плох житель Йыхви Евгений Федоренко, у которого есть и опыт руководящей работы – недавний директор Йыхвиской спортивной школы. Он ведь тоже участвовал в конкурсе, но его кандидатуру даже не рассматривали – не пригласили и на собеседование именно по политическим мотивам, он ведь не из лагеря нынешней коалиции. А признали победителем конкурса на пост директора Йыхвиской спортивной школы не имеющего опыта руководящей работы учителя физкультуры Тартуского центра профессионального образования, зато друга Конрада. Неизвестно, какова цель и задача данного назначения — развитие или уничтожение спортивной школы. Никому не понятно. Хотелось бы, чтобы все те, кто рекомендовал и голосовал за кандидатуру очередного варяга, объяснили, какие вообще планы по этой школе. Что-то Нина Негласон, как и её команда, не возмущается всё возрастающим количеством варягов, вот и в волостном управлении прибавилось ещё два чиновника… С учётом всех их, получающих немалую зарплату, скольких же доходов лишится и лишается волостной бюджет, ведь налоги уплывают и будут уплывать в другие самоуправления – места их постоянного проживания. Но, возможно, что уже скоро и дворников-варягов привезут. Крайне странно и то, что Сирли Таммисте, руководитель волостной социальной службы, была уволена с большим скандалом, теперь же вдруг Сирли Таммисте, против которой я лично ничего плохого не имею: она — специалист, стала в глазах тех, кто её уволил, кто сейчас в коалиции, хорошим специалистом, так как именно она признана победителем конкурса на ту же должность — руководителя волостной социальной службы. В связи с этим, одни вопросы и нет ответов — смутные размышления. В народе же это называется безобразием.
По словам оппозиционного депутата волостного собрания Аллана Мянда, беспорядок в Йыхви начался три года назад.
— И породил этот беспорядок Мартин Репинский (хотя и мы, депутаты, сами, и я в том числе, это допустили), — считает Аллан Мянд, — когда привёз он сюда варягов — своих однопартийцев-центристов: сначала Макса Каура, а затем Юри Конрада – самые слабые руководители, которые были в Йыхвиской волости, как сперва — на посту старейшины волости, так и теперь — на посту помощников волостного старейшины. Сейчас руководит волостью не Марис Тоомель, а её помощники: Каур и Конрад — они ведут свой подбор кадров, всё тех же варягов — однопартийцев и друзей. Как сказал мне Макс Каур: «До выборов осталось 60 дней. И ничего меняться-делаться не будет — никакие претензии не будут приниматься-рассматриваться. У нас всё под контролем». Не будет делаться и в связи с вынесенной оценкой-мнением Министерства финансов произошедшего в Йыхвиской волости рейдерского захвата власти 17 июня, что это не было законным. Очень плохо и то, что Министерство финансов должно заниматься такими вещами, отвлекаясь от своих важных дел, да и, к сожалению, очень негативно сказывается всё это и на имидже Йыхвиской волости. Тем более, что Нина Негласон во всеуслышание, публично, в масс-медиа заявила: «Мнение Министерства финансов – вовсе не догма», то есть не указ ей и её команде. У неё – своя догма. Очень плохо, что мнение столь высокой государственной инстанции – для Нины Негласон пустой звук, а что тогда для неё означает мнение депутата волостного собрания, как и вообще – легитимность-нелегитимность власти. Я бы сейчас, на месте Нины Негласон, собрал бы все фракции и обсудил, как идём-действуем дальше, ведь принятое решение нелегитимной властью можно ли считать законом – возникнет неразбериха, никакого порядка не будет. Анархия. Подписываются документы, но и подписи ведь эти, как и принятые решения-распоряжения, — нелегитимные. Какое-то бессилие против явного беззакония. А, вообще, Нине Негласон стоило приостановить свои депутатские полномочия или же вовсе подать в отставку, в связи с продолжающимся судебным делом по подозрению её в коррупции.
Все же, окончательный правовой вердикт должно вынести Министерство юстиции и суд.
— В суд я не пойду, — категорично заявляет Алексей Наумкин, — так как нет смысла обращаться туда, ведь на рассмотрение-вынесение решения потребуется год-полтора, а через такое время это решение не нужно будет никому – уже пройдут выборы и в Йыхвиской волости будет новая власть. Подавать же в суд ради востребования компенсации – я тоже не хочу, ибо выплату придётся делать из волостного бюджета – денег налогоплательщиков. А вот в Министерство юстиции я обязательно обращусь. Хотя туда Министерство финансов уже отправило копию своего мнения, как и в волостную управу, где волостное собрание должно теперь сделать анализ правовых актов и предоставить соответствующий документ этим двум министерствам. Но нелегитимность нынешней власти уже доказана мнением Министерства финансов, как и то, что Нина Негласон находится на этом посту незаконно. Удивляет и то, что этот человек, экспонирующий себя сегодня законодательной властью, призывает и нас жить по понятиям, а не по закону. Сама, живущая по понятиям, пытается убедить и Министерство финансов, что мы тут, в Йыхвиской волости, живём по каким-то своим понятиям, а не по государственным законам, поскольку, возражая Министерству финансов, утверждает публично: «Мнение Министерства финансов – вовсе не догма», а значит – далеко не авторитет.
К сожалению, среди коалиционных депутатов не удалось найти ни одного отважного, кто мог дать интервью еженедельнику «Панорама», все одинаково изъяснялись: «Без комментариев».
…На этой неделе должно состояться очередное заседание волостного собрания. Сохраняется своеобразная интрига: как же оно будет проходить. Вновь, как и на предыдущем заседании, за председательским столом будет поставлено два стула для двух, получается, действующих и сегодня председателей волостного собрания – Алексея Наумкина и Нины Негласон, но молоток-то – один. На предыдущем заседании Нина Негласон пришла в зал заседания пораньше и заняла главный стул — с правой стороны, а Алексей Наумкин не стал садиться на предназначенный для него с левой стороны стул, а сел рядом с другими депутатами. Хотя, возможно, что оба председателя со своими командами сочтут провести заседание раздельно.
Антонина Васькина
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ