Вице-мэр города Кохтла-Ярве по вопросам развития, лидер избирательного списка Партии реформ на предстоящих 17 октября местных выборах Виталий Бородин – наш сегодняшний собеседник.
— Странно, но факт: как вам, единственному реформисту, удаётся работать-сосуществовать в сплошь центристском руководстве Кохтла-Ярве?
— С этим вопросом лучше обратиться к моему непосредственному руководителю – мэру города. На мой же взгляд, отношения обостряются лишь только в предвыборный период, когда атмосфера несколько накаляется, что вполне объяснимо: мы ведь — конкуренты. Нынче – та же предвыборная борьба, но нет противостояния: накал несколько снизился – сказалось тут влияние правящей в стране коалиции – реформисты-центристы.
— Сколько лет вы на этом посту?
— Седьмой год.
— Это будут первые ваши выборы?
— Нет, вторые.
— Партии и избирательные союзы в своих предвыборных программах обещают избирателям золотые горы, но всё это зачастую так и остаётся на бумаге. Кто должен нести ответственность за невыполнение обещаний, своего рода одурачивание избирателей, популизм?
— В первую очередь, лидеры избирательных списков. Но следует учесть и то, что не всегда есть возможность для выполнения данных обещаний. В частности, если партии, как и избирательные союзы, не вошли в состав городского собрания или же находятся там в меньшинстве. Им не позволит это сделать та же Центристская партия, имеющая абсолютное большинство голосов в Кохтла-Ярвеском городском собрании — правящая городом по своему усмотрению.
— То есть, по-вашему, оппозиция в горсобрании – это балласт?
— Ни в коем случае. Имею в виду сильную оппозицию, которая, хотя и не сможет, имея значительное меньшинство голосов в горсобрании, существенно влиять на реализацию своих предложений, но заставит правящую единоличную власть считаться с ней, принимать решения в какой-то мере с оглядкой-учётом мнения-действия оппозиции.
— Отсюда исходит: в Кохтла-Ярве, где столь многолетнее засилье единовластия Центристской партии, необходима сильная оппозиция или же вовсе – коалиция?
— Совершенно верно. В таком случае развитие города шло бы более активно и всесторонне – эффективнее. Не было бы застоя и закостенения – замыленного взгляда. Согласно народной мудрости: один ум – хорошо, а несколько – лучше. Коалиция – всегда полезнее. Это ведь плюрализм мнений и решений – многогранное видение-осуществление плодотворного обустройства самоуправления и улучшения условий жизни его жителей.
— Вот и нынче надеяться на победу – довольно-таки призрачно: у кохтлаярвесцев до сих пор нет особой любви к Партии реформ, учитывая её экономическое-политическое давление особенно на заре второй независимости Эстонии, как и теперь, в том числе – полный переход в школах на эстонский язык обучения. Да и конкуренция нынче зашкаливает: идут на выборы 5 партий, 2 избирательных союза и 2 независимых кандидата, тем более, что у Центристской партии — мощнейший административный ресурс, современные предвыборные политтехнологии, в которых она непревзойдённый виртуоз, и внушительный список баллотирующихся (72 человека). И всё это лишь на 25 депутатских мест в горсобрании. Или же надежда всётаки есть?
— Более того, в этот раз я даже уверен, согласно обратной связи от кохтлаярвесцев, что успех будет. Сомнения были на предыдущих выборах: преодолеем ли мы вообще 5-процентный барьер, но и тогда, впервые выставив список Партии реформ, нам удалось получить 2 места. Нынче же мы надеемся удвоить наш результат: 4 места в горсобрании. И это будет для нас желанной победой.
— Ваша оценка: под знаменем Партии реформ идёт-собран сильный список-команда?
— По силе подведём итоги после выборов – ближе к утру 18 октября. Главное, что в нашем списке (в нём 20 человек) – те люди, которым я могу доверять, кто может что-то дельное предложить и сделать – хотят изменить жизнь в городе к лучшему.
— Интересно, почему вы, получив на предыдущих выборах необходимое количество голосов избирателей для депутатского мандата, предпочли остаться на этом, чиновничьем, посту?
— Считал: на этом месте смогу намного больше сделать для города и его жителей, чем находясь в оппозиции в горсобрании.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Раньше — классической борьбой, пейнтболом, а сейчас — спортивной стрельбой и пчеловодством.
— Как же вас вдруг занесло в пчеловодство?
— Не вдруг: знаком с ним с детства и получил его по наследству – сначала занимался дедушка, затем – отец, а несколько лет тому назад, когда его не стало, – я. И (улыбается) заявляю со всей ответственностью: такого чудесного мёда нет больше нигде и ни у кого в мире.
— Кстати, может кто-то захочет отведать медку с пасеки Бородина, где вы его продаёте?
— Нигде не продаю. Дарю его родственникам, друзьям, близким знакомым. А пасека (улыбается) действительно называется «Бородинская пасека» — так значится на этикетке-наклейке на баночках с мёдом.
— И эта этикетка-наклейка – настоящее произведение художественного искусства: тут и улей, и пчёлки летают, и соблазнительные янтарные соты, и цветок…
— Не только художественного, но и пчеловодческого искусства — содержания баночки: как я уже сказал, нигде и ни у кого в мире нет такого вкусного мёда.
— Насколько мне известно, вы живёте в Кохтла-Ярве, в квартире, а где же ульи, пасека?
— В деревне Яама. Там – маленькая родительская дача, домик-вагончик стоит, небольшой участок земли.
— По-видимому, любите и путешествовать, что в последние годы стало особенно модно и среди кохтлаярвесцев?
— (Улыбается.) Не поверите, но я до сих пор не был за границей. Нет на это времени. Толком не был ни в одном своём отпуске – приходилось раньше выходить на работу или же вовсе его не брать – сгорает бесследно. Вот и на сегодня у меня осталось более 20 дней неиспользованного отпуска. Обычно беру неделю-две в конце мая-начале июня, когда особенно горячая пора на пасеке.
— У вас, всё-таки, и работа замечательная – ежедневно смотреть в будущее города Кохтла-Ярве. Каким же оно видится вам лет, этак, через двадцать?
— Я свято верю в то, что у нас остановится динамика сокращения численности населения, что она повернёт вспять. Через 20 лет снова придём к более чем 40000 жителей. Цены на жильё будут расти, хотя в то же время я против этого, так как это остановит возможность молодых обрести собственное жильё. Откроются новые производства, расширится и малый бизнес – увеличится создание новых рабочих мест. Будем строить новые дома (взамен старых, снесённых), детские сады, школы… Однозначно, Кохтла-Ярве – мой родной город – существенно обновится.
— Но, всё же, сегодняшние реалии — предстоящие выборы: ваше слово к потенциальным избирателям?
— Самое главное — высокая явка, чтобы максимальное число избирателей приняло участие в выборах, результат которых – это ведь не только выбор будущего, но и оценка прошлого — деятельности нынешней власти. И необходимо отдать свой голос осознанно — не следуя эмоциям: в составе горсобрания нового созыва должны быть сильные специалисты, а не просто хорошие люди: чьи-то родственники, друзья, знакомые, ведь именно депутаты, законодательная власть, определяет-создаёт стратегию и тактику развития города, улучшения условий жизни его жителей.
Антонина Васькина
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ