На десять дней Белый зал Кохтла-Ярвеского Музея сланца стал черно-белым. Здесь с 28 сентября по 9 октября экспонировалась выставка работ нарвского фотохудожника Ольги Захаровой. Большинство фотографий на выставке, которую автор назвала «Инь и янь», выполнено в черно-белых тонах. Из 35 работ только три сделаны в цвете. Инь и янь: эти противоположности в китайской философии представлены двумя цветами – белым и черным. Так что с названием экспозиции все более или менее понятно.
9 октября, в день закрытия выставки Ольга Захарова приехала в Кохтла-Ярве. «Сопровождающие ее лица» – известный эстонский художник из Нарвы Эдуард Зенчик и не менее известный живописец Юрий Хорев из Кохтла-Ярве удачно дополняли идею выставки, явившись в Белый зал в черном одеянии. Да и сама фотохудожник была в черном платье.
Последний раз журналист беседовал с Ольгой Захаровой в Нарве, на вернисаже Юрия Хорева. Тогда он показал работы, созданные при участии Ольги в качестве натурщицы, или доброй музы художника. На этот раз ее наряд был выдержан в темных тонах, что подвигло журналиста процитировать «Чайку» Чехова.
– Отчего вы всегда ходите в черном?
– Это траур по моей жизни…
– Не по этой причине я в черном наряде. Черный – вообще мой любимый цвет, – парировала фотохудожник.
– Ольга, а почему некоторые фотографии немыслимы в цветном варианте, почему они воспринимаются только черно-белыми?
– Мой посыл – обратить внимание на эстетику человеческого тела, что помог сделать контраст черного и белого. Это позволило подчеркнуть определенные линии, драматичность каких-то моментов.
– Коли вы уже упомянули о драматизме, то давайте вместе посмотрим на работу, которая поразила больше всего. Женщина с грустными глазами в черной медицинской маске. Лаконично, ёмко. И сколько всего домысливается за кадром! Что это такое?
– Это запрет на улыбку. На нас на всех надели маски, и мы не видим улыбок друг друга. Не видим эмоций, так как лица закрыты. Только грустные глаза. Как наш ребенок познает мир? Чаще всего – через эмоции мамы. Он считывает нашу улыбку, наше выражение лица. А так как мы сейчас в масках, мы не читаем эмоции друг друга, не видим улыбок. В результате у нас ограничено восприятие мира. И это трагедия.
– И чем это, по-вашему, закончится? Не когда, а чем?
– Думаю, научимся считывать друг друга посредством иных возможностей. Научимся, как это могут делать незрячие люди, чувствовать друг друга на уровне сердца. То есть, наше восприятие либо обострится, либо – наоборот. Я верю в позитивный исход. Я сама переболела ковидом, и могу сказать, что такая сильная поддержка, какую мне оказали знакомые и незнакомые люди, говорит о том, что даже не видя лиц, мы начинаем лучше понимать друг друга на уровне сердца, – считает Ольга Захарова.
«Инь и янь» Ольги Захаровой вынудили журналиста проиллюстрировать закрытие ее выставки также в черно-белых тонах.
Евгений Капов
фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ