Началось с того, что уже немолодые жители Сомпаской части Кохтла-Ярве захотели удивить журналиста, показав ему привезенный из Сомпа лист клена, покрытый темно-бурыми пятнами. Сказали, что не только клен, но и каштаны так выглядят в поселке. А на огородах ботва картошки вовсе пожухла – все это, видимо, от какой-то химии.
— Жители звонили в охрану природы, там сказали, что все в Сомпа в норме, опасности для здоровья нет, — рассказала женщина по имени Валентина. Ее супруг – Владимир, уточнил, что такая картина первый год, раньше такого не было. На вопрос журналиста, почему они не показали этот лист действующему депутату горсобрания, который недавно выступил со статьей о необходимости уменьшать вредные выбросы и улучшать состояние воздуха в Кохтла-Ярве, Владимир ответил, что обращаться к депутату – это как … против ветра. Однако этот депутат вновь баллотируется на выборах, и вновь, вероятно, наберет самое большое количество голосов. Так почему бы и впрямь к нему не обратиться, если он примеряет на себя костюмчик Греты Тунберг? Журналист в ответ на кленовый лист подарил супружеской паре из Сомпа фотографии кленовых и каштановых листьев деревьев, растущих в центре Ярвеской части города.
Старожилы говорят, что прежде листья деревьев не приобретали «леопардовую» окраску, желтели ровно, как им и полагается осенью. Некоторые винят в произошедшем особо жаркое лето. Грибники, например, говорят, что пятнистые листья деревьев видели в этом году в Агусалу. Там-то какая химия? Хотя, как знать, куда дует ветер.
Татьяна М., жительница Ярвеской части города (70 лет): — И что с того, что этот депутат констатировал необходимость улучшения окружающей среды и справедливого возвращения экологических денег в город? Сплошное «бла-бла-бла», как у скандинавской девочки, которая, как мне кажется, еще и не совсем здорова.
Владимир Л, житель Ярвеской части города (53 года): — Депутат констатирует факты, которые и так все знают. Кого и в чем он убеждает? Что толку от этого выхлопа? Напомнил о себе перед выборами? И до него это делали депутаты на всех уровнях власти, и вероятно будут заниматься этими после него. Только вот закрадывается сомнение: уж не клонит ли он к тому, что надо закрывать химпредприятия? Думаю, все же он понимает, что есть город, есть градообразующее предприятие, и если его закроют, городу придет конец. Сбежит последняя молодежь, безработные начнут заниматься криминалом. Вместо пустых слов, которые в предвыборном раже изрек человек, взял бы этот депутат пятнистые листья, отнес бы в лабораторию на анализ, чтобы специалисты дали заключение – не от химии ли эти пятна, которая в таком случае проливается и на головы жителей города? Взял бы депутат и нашел каких-нибудь «кленоведов», которые объяснили бы людям, почему в Кохтла-Ярве, Нарве, а может быть и еще где-то появились пятнистые клены. А так получается одно «бла-бла-бла»…
Опять «бла-бла-бла»! Кто бы мог подумать, что это так заразно?
На снимках: кленовый лист из Сомпа, клен в Ярвеской части города.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ