О миссии русскоязычной школы в Эстонии, предстоящих 17 октября местных выборах, активной жизненной позиции – об этом, и не только об этом, в интервью с директором Кохтла-Ярвеской Славянской основной школы Светланой Владимировой.

– Почему вы в конце прошлого года вышли из рядов Центристской партии?

– Это мой нравственный выбор.

– Для принятия такого решения требуется своеобразное мужество, как, вообще-то, и обычная житейская мудрость, чувство самосохранения, учитывая многолетнее всесилье Центристской партии в Кохтла-Ярве – тотальную власть над всем и всеми: вас ведь могут под каким-то предлогом уволить с поста директора школы?

– Я это знаю и не боюсь его лишиться. Думаю, что без работы не останусь, смогу заработать себе на хлеб – я учитель по математике, физике, информатике.

– Но совершенно не понятно: до сих пор остаётесь на посту вице-председателя фракции центристов в горсобрании. По-видимому, они продолжают надеяться, что вы ещё вернётесь обратно?

 – Обратного пути нет. Скорее, просто решено всё оставить без изменений до выборов. Да и я сама не предпринимала никаких действий для такого разрыва, ибо считала и считаю: если я шла на выборы по списку Центристской партии и стала депутатом в этой команде, то должна до конца созыва и находиться-работать в ней.

– По-прежнему являетесь и председателем ревизионной комиссии горсобрания?

– Да.

– Сколь долго состояли в Центристской партии?

– С 2015 года.

– Сегодня же – в какой вы партии?

– Ни в какой, я беспартийная. И не планирую вступать ни в какую партию.

– Это крайне неожиданно: вы же баллотируетесь на предстоящих 17 октября местных выборах по списку Партии реформ?

– Да, это так. Но вовсе не означает, что я собираюсь в неё вступать – просто иду на выборы в этом списке.

– Как известно, Партия реформ в Кохтла-Ярве – нежеланная и нелюбимая. Чем же собираетесь очаровывать-влюблять в неё избирателей?

– Предвыборной программой.

– Чем же хороша, как вы считаете, ваша программа?

– Простыми вещами. Создать дружелюбный город к своему населению – обеспечить более удобные условия для жизни, каждодневной жизни. Максимально комфортное жизненное пространство для всех.

– Нынешние выборы для вас – вторые?

– Нет, третьи. В первый раз было недостаточное количество голосов избирателей, что не позволило мне стать депутатом, но я была членом комиссии горсобрания по делам молодёжи и спорта, а во второй раз, в 2017 году, мне было отдано 182 голоса, что и обеспечило получение депутатского мандата.

– И дважды баллотировались по списку Центристской партии?

– Конечно.

– В горсобрании каждого созыва в центристском депутатском абсолютном большинстве представлены почти все директора школ. Как вы считаете, зачем директору школы быть в горсобрании – депутатом?

– Директор школы находится и должен находиться в гуще жизни города. Он представляет в горсобрании, прежде всего, интересы своих учеников, их родителей – школу, например, в нашей школе сегодня – 420 учеников, то есть большое количество горожан. Считаю, что директора школ обязательно должны быть в составе горсобрания, ведь сфера образования для города – наиважнейшая и её должны представлять именно специалисты.

– На ваш взгляд, почему рвутся в политику женщины, которых и в нынешнем составе горсобрания большинство?

– Хотя мы живём в мужском мире, но у женщин свой взгляд на его развитие, своё понимание – отсюда и активная жизненная позиция. Женщин обязывает быть такими сама жизнь – не ждать, а делать самим.

– Действительно ли, что в вашей школе, русскоязычной, да ещё Славянской, часть предметов преподаётся на эстонском языке?

– По-иному не может быть, ведь ученикам надо идти в ногу со временем – таковы реалии жизни. У нас же в стране один государственный язык – эстонский. И сегодня нигде в Эстонии нет ни одной гимназии, где обучение полностью проходит на русском языке: согласно закону, не менее 60% – на эстонском языке. Да и как родитель, изнутри знаю по своим детям – сыну и дочери, что необходимо дать ученикам в русскоязычной основной школе сильную основу для изучения эстонского языка, овладения им, хотя, конечно, его можно выучить и не учась на эстонском языке, но далеко не у всех родителей есть деньги на репетиторов. В нашей школе есть классы, которые учатся по программе-методике раннего языкового погружения, как и те, где некоторые предметы преподаются-изучаются на эстонском языке. Всё делается для того, чтобы наши выпускники могли успешно продолжить своё образование в гимназии.

– А как же славянскость, она исчезает или же уже исчезла?

– Не исчезла и не исчезает. Наши ученики знают историю славянства, обычаи, в этом нам большую помощь оказывает Музей славянской культуры, который раньше располагался в нашей школе, а теперь в Вахтраском центре творчества. По-прежнему мы проводим в школе, на её территории, и славянские праздники, например, Масленицу. Сохраняются и наши связи – учеников и учителей – со школами России и Белоруссии.

– Хотя и в более масштабном плане – в нашем регионе именно вы сохраняете любовь к русскому языку, имею в виду проведение всемирной образовательной акции по проверке-повышению грамотности, как, вообще-то, и побуждению к его изучению, – «Тотальный диктант». Почему же (после того, как в Йыхви прежний её организатор отказалась от этой миссии) решили взять на себя организацию данной акции, продолжить традицию?

– Мы, эстонские русскоязычные люди, должны знать свои корни, свой родной язык, пробуждать интерес к его изучению и у других национальностей, ведь русский язык – великий и могучий язык.

– Если не тайна, а вас, в связи с этим, на беседу в КаПо не вызывали?

– (Смеётся.) Нет, не вызывали. К сожалению, в этом году из-за коронавируса не удалось провести «Тотальный диктант».

– В душе уже окончательно простились с Ярвеской русской гимназией?

– Это никогда невозможно будет сделать, ведь это же часть моей жизни – 5 лет, в течение которых, до расформирования гимназии, была её директором, там учились дети с 7 по 12 класс, то сейчас, в нашей основной школе, – с 1 по 9 класс, где иной образовательный процесс, но всё такой же интересный и бесконечный.

– То есть, именно образование – ваша стихия любви и чувств?

– Главная (более 20 лет в нём, из них – 3 года как директор этой школы), но не единственная. Близка мне и социальная сфера, её проблемы, их решение, – сказался тут также личный опыт: мой отец – человек с ограниченными возможностями: в течение более 30 лет – в инвалидной коляске. Нет равнодушия и к спортивной – с детства занималась спортом, как и сейчас – плаванием, бегом, а ещё катаюсь на велосипеде, роликах, коньках, горных лыжах…

– Однако, всё те же выборы. Надеетесь ли на победу?

 – Но тут всё зависит от избирателей – очень важно их активное участие в выборах. Буду очень благодарна всем, кто отдаст и мне свой голос, сделаю всё для того, чтобы оправдать оказанное доверие.

Антонина Васькина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam