Управляющий несколькими йыхвискими квартирными товариществами, депутат Йыхвиского волостного собрания Аркадий Закарлюка – наш сегодняшний собеседник.

– Как давно вы стали председателем квартирного товарищества?

– С 2002 года, когда в Йыхви началось массовое создание квартирных товариществ, меня избрали председателем квартирособственники дома, в котором я живу.

– И до сих пор вы его руководитель?

– Не только его, являюсь управляющим несколькими йыхвискими квартирными товариществами, а также ещё и членом правления в других квартирных товариществах – закон это позволяет, да и квартирособственники доверяют.

– То есть, выступаете в нескольких ипостасях?

– А ещё – продолжаю учиться в Ида-Вирумааском центре профессионального образования на управляющего недвижимостью, теперь уже 5 уровня (всего их восемь). На управляющего недвижимостью 4 уровня учился экстерном, сдал экзамен в Таллинне и получил соответствующий документ. Полученные многогранные знания, компетенция в различных областях (например, строительство, строительные материалы, техника, технология, юриспруденция, бухгалтерия, финансы, психология, делопроизводство) очень помогают и в работе управляющего квартирными товариществами, позволяют более качественно организовывать-вести их жизнеобеспечение – на более высоком уровне выполнять свои обязанности. Так как управляющий недвижимостью – это несколько шире по статусу, возможностям и обязанностям, чем управляющий квартирным товариществом.

– У вас столь большой объём работы, вы успеваете с ним справляться?

– Действительно, это работа 7 дней в неделю в течение 24 часов, ведь в любой момент, несмотря на выходные и праздничные дни, звонок может последовать или же письмо прилететь – и необходимо незамедлительно отреагировать на них: решить возникшие проблемы. И не через месяц, а здесь и сейчас, ведь человек, у которого возникла проблема, считает её самой важной и неотложной на данный момент.

– Счастье, благополучие квартирного товарищества, когда во главе его хозяйственный, грамотный руководитель. Какие качества необходимы управдому, хорошему управдому?

– Работа управляющего квартирным товариществом многогранна и многопрофильна. Он должен быть профессионалом своего дела. Обладать знаниями в различных сферах жизнеобеспечения дома, например, энергетике, сантехнике, механике, теплоэнергетике, как и бухгалтерского учёта, юриспруденции, делопроизводства, работы на компьютере… Крепкий хозяйственник, очень важно и умение что-то сделать своими руками… А если учесть, что работа управляющего постоянно связана с людьми, их проблемами, просьбами, жалобами, страхами, сомнениями, то необходима коммуникабельность, человеколюбие-эмпатия, желание помочь и, конечно, терпение, большое терпение, ибо зачастую многие обращаются крайне эмоционально. Надо уметь выслушать человека, понять, найти с ним контакт, разъяснить-пояснить… У хорошего управдома (улыбается) всё должно быть прекрасно: и деловые, и профессиональные, и человеческие качества. На сегодня всё более актуальна ситуация, когда этой работой необходимо заниматься профессионально, а не любительски – от случая к случаю, или же когда будет время от основной работы.

– На ваш взгляд, почему обычно не уважают, не любят управдомов, как и председателей правления: возможно, всё дело в пресловутых 10-15%, своего рода откатах, которые, как считают многие квартирособственники, берут с фирм при выполнении ремонтно-строительных работ в доме?

– Не могу говорить за всех и обо всех. Подобные мнения имели место хождения в нашем обществе. Но за последние 3-5 лет стали уходить по той простой причине, что всё больше людей понимает и осознаёт: ведение всех дел в квартирном товариществе должно быть максимально прозрачно – вся информация, касающаяся жизнедеятельности, делопроизводства, финансов и т.д., по любому требованию выдаётся каждому собственнику в полном объёме. Это – во-первых. А во-вторых, в доме должна быть авторитетная и грамотная ревизионная комиссия.

– Но как быть, когда состав ревизионной комиссии – неизменно в течение многих лет лишь один и всё тот же человек, пенсионер, под 80 лет, совершенно далёкий от мира законов и цифр?

– В таком случае, если нет доверия и ревизионной комиссии, необходимо заказать-провести независимый аудит. Хотя не понятна пассивность, безразличие собственников к положению дел, как и финансовой составляющей, своего дома. Часто проблемы, подозрения, конфликты возникают из-за недостатка информации и внимания. Когда человек не получил своевременный ответ на свой вопрос, тогда и возникает обида, несогласие. И, всё же, фактор стабильного равновесия в доме – наличие независимого, компетентного, авторитетного ревизора. Необходимо уделить особое внимание работе ревизионной комиссии – умение компетентно проанализировать, проверить-проконтролировать целевое использование средств в квартирном товариществе уже само по себе является залогом финансовой и психологической стабильности в доме.

– Ваше мнение: почему квартирособственники не ходят на общие собрания, которые по причине низкой явки переносятся на другую дату, но и тогда приходят лишь единицы?

– По-видимому, тут срабатывает закон крайностей: или квартирособственники полностью доверяют правлению квартирного товарищества – всё хорошо, всё устраивает и вновь будут приняты правильные решения; или же полностью не доверяют – ничего не устраивает, ничего изменить нельзя, подозревают в обмане, как и последствия разочарования – не принимаются во внимание просьбы-жалобы-мнения. Но это происходит из-за пассивности, безразличия самих квартирособственников, ведь главным начальником в квартирном товариществе являются сами квартирособственники. Если подобное отношение будет преобладать, то, действительно, и дальше всё будет протекать по данному сценарию. Нельзя занимать позицию самоустранённости от дел квартирного товарищества, ведь от этого зависит благополучие своего же дома, что, в первую очередь, и решается на общем собрании.

– Удаётся ли успешно решать проблемы с должниками?

– К счастью, да, хотя и не всегда. С каждым должником приходится вести большую разъяснительную работу, обговаривать ситуацию, но прежде выясняем причину задолженности, бывает ведь и уважительная причина – болезнь, например. Если человек пообещал погасить долг, и сделал это, то и проблема исчезает. А если не погасил в установленный срок, то вступают в силу юридические нормы: высылаем заказным письмом соответствующий документ, в котором предоставляем график рассрочки на 3 месяца, официально предупреждая об этом. Если же долг продолжает накапливаться, обращаемся к юристу (у нас есть договоренность с юридическим бюро), который напрямую выходит на должника, рассказывая ему о существующем законе, последствиях его невыполнения. Например, человек должен 300 евро, но если квартирное товарищество подаст на него в суд, то автоматически прибавляются госпошлина, услуги адвоката, судебные издержки – придется выплачивать значительно больше, почти вдвойне. Если же это не помогает, тогда документы передаются в суд. Обычно все суды мы выигрывали. Но лучше не доводить до такой ситуации: следует помесячно отслеживать оплату счетов.

– Были случаи выселения должника по суду?

– Были, но, к счастью, редко.

– Сейчас, в связи со взрывом цен на всё и вся, а не только на топливо, газ, электроэнергию, увеличивается ли количество должников?

– К сожалению, да. Но очень не хотелось бы, чтобы эта тенденция усугубилась.

– Удаётся ли взаимодействовать с местными органами власти?

– Хочется, чтобы местное самоуправление более основательно сотрудничало с квартирными товариществами, в том числе и потому, чтобы лицо Йыхви приятно преобразилось – тот же ремонт фасадов, ибо в одиночку нам это не осилить. И если бы ежегодно что-то совместно делалось в этом направлении, то картинка была бы совсем другая, более приличная, соответствующая имиджу уездной столицы. Именно реальное сотрудничество, а не формальное. Свежий пример. На встрече председателей правления квартирных товариществ с чиновниками волостной управы, состоявшейся 11 января, некоторые председатели высказали пожелание, чтобы в этот зимний период волость (по аналогии с другими самоуправлениями) помогла хотя бы гранитной крошкой для посыпки дорожек на территории квартирных товариществ. Присутствовавший чиновник сразу же объявил, что данный вопрос будет решён в течение суток. И действительно через день телефонным звонком оповестили, что возле «Парги кескус» стоит машина с крошкой, пусть дворник туда подъедет с тачкой или другой какой-то ёмкостью, возьмёт крошку и идет к своему дому посыпать ею дорожки. Это не помощь, а пародия. А если дома находятся не рядом, а на окраине города. Казалось бы, доброе дело, а столь плохо организовано – почему оказалась эта крошка неупакованной, ведь в таком состоянии её сложно нам транспортировать. Но есть в Йыхвиской волости и более достойные совместные проекты – асфальтирование принадлежащих квартирным товариществам дворовых дорог (финансирование 50х50), установка детских игровых площадок, спиливание и подрезка аварийных деревьев. Очень хотелось бы, чтобы они продолжались и далее. Неплохо бы создать при волостной управе специальную постоянную комиссию по взаимодействию-координированию с квартирными товариществами. Это позволит не отмахиваться или отписываться чиновникам от решения вопросов квартирных товариществ, а решать их своевременно и не формально.

– Что вас радует как управляющего квартирным товариществом?

– Когда удаётся помочь людям – своевременно решить возникшие проблемы, найти компромисс между ссорящимися соседями, наладить взаимоотношения между жильцами дома, ведь сплошь и рядом, когда люди живут дверь в дверь и не общаются, как и в одном подъезде – не знают, как друг друга зовут, не здороваются.

– А огорчает-печалит, даже, может, в какой-то мере нервирует?

– Финансовая составляющая. Имею в виду, бедность наших квартирных товариществ, ведь большинство жильцов живут от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии, от пособия до пособия. Был бы миллион на счету квартирного товарищества – дом можно было бы превратить в конфетку: красивый, комфортный, уютный… Местное самоуправление, как я уже сказал, не имеет возможности оказывать помощь, хотя, конечно, можно обращаться в КredEх, но при долевом участии, а это значит, что квартирному товариществу нужно влезать в банковский кредит – чаще всего вешать ярмо на шею: жить в долг. Но некоторые наши квартирные товарищества, всё же, сотрудничали с КredEх – смогли отремонтировать-утеплить крышу, фундамент, фасад домов.

– Насколько мне известно, вы ранее работали в Кохтла-Ярвеской Ярвеской русской гимназии учителем физкультуры. Утверждается, что учителей бывших не бывает: а вам, пригодился ли на нынешнем месте работы педагогический опыт?

– Конечно. Мой педагогический стаж вместе с работой тренера – более 35 лет. В гимназии – 23 года: со дня её открытия и до дня закрытия. А до этого – тренером по футболу в двух спортивных школах – Йыхвиской, Кохтла-Ярвеской и футбольных клубах (более 200 моих воспитанников, которые играли и играют в Эстонии, России, Белоруссии, были чемпионами этих стран), хотя параллельно, в одно время, работал и учителем физкультуры, и тренером. Я учитель 7 (из восьми имеющихся) профессионального уровня. Все эти годы был классным руководителем, а также в составе попечительского совета.

– Действительно ли, что вы покинули ряды Центристской партии?

– Да, в 2019 году, а вступал – в 2001 году.

– Если не тайна, что побудило это сделать?

– Не был согласен с деятельностью Кохтла-Ярвеского отделения Центристской партии, где тогда состоял.

– На сегодня, как сказал поэт: лицом к лицу, лица не увидать – большое видится на расстоянье, не сожалеете об этом?

– Наоборот, укрепился в том, что сделал правильно.

– Получается, вы разочаровались в Центристской партии?

– Я разочаровался не в Центристской партии, а в людях, тех людях, которых я называю случайными и в местной политике, и теперь, к сожалению, на уровне государства.

– Выйдя из партии, остались в политике – являетесь депутатом Йыхвиского волостного собрания?

– Но и раньше уже был замещающим депутатом. Несколько раз баллотировался на муниципальных выборах.

– Почему же решались баллотироваться, да и вообще пойти в политику?

– Для себя я давно определил, что депутат – это не просто наличие почётного, достаточно почётного звания, а это, в первую очередь, – ответственность и обязанность. И возможность что-то полезное сделать для Йыхви, Йыхвиской волости. В любом случае, влиять на то или иное принятие решений.

– Однако нынче ваша фракция «Jõhvikad» («Йыхвисцы») в волостном собрании находится в оппозиции: имея меньшинство голосов, невозможно ведь влиять на принятие решений коалицией?

– Верно, у оппозиции нет реальных рычагов для принятия решений, но даже на уровне информированности, даже на уровне сопричастности к данному процессу – это очень важно по той причине, что люди действительно обращают внимание, особенно в последние годы, на деятельность местного самоуправления, на деятельность депутатов, интересуются на бытовом уровне: а какие приняты решения; а как обсуждалось; а обсуждалось ли что-либо; как ты голосовал-не голосовал по данному вопросу… Есть люди, которые часто задают вопросы, критикуют, что тоже очень нужно и очень важно, а есть люди, которые находят решения. И эти, вторые, мне более симпатичны. Считаю, что и я принадлежу именно к этой категории людей, которые стараются помочь в любой ситуации любому человеку, обратившемуся за помощью. Это, на мой взгляд, очень важно. Ибо не просто слова: они подкрепляются ежедневными делами. Бесспорно, оппозиция нужна, она необходима и должна быть активной: заставлять коалицию считаться с её мнением при принятии решений или же делать это хотя бы с оглядкой на мнение оппозиции. Да и работа в постоянных комиссиях волостного собрания требуется более созидательная и плодотворная. Но, опять же, возвращаясь к депутатству. Депутат – это действительно другой уровень возможности помочь людям. Ведь надо оправдать и доверие избирателей, которые отдали нам, «Jõhvikad», и мне в частности, свои голоса.

– Как относится супруга к вашей постоянной занятости?

– С пониманием и поддержкой. Мы с Анжеликой – будущей супругой – встретились на высоте 10000 километров, когда летели, сидя рядом в креслах, на самолёте ТУ-134 из Крыма в тогда ещё Ленинград. И вот за эти почти 2 часа 50 минут полёта познакомились, обменялись телефонами, а в Ленинграде – разъехались: она в Карелию (в гости на родину, к своим родителям), а я к себе – в Эстонию. Я тогда мысленно с ней попрощался и думал, что никогда больше мы не встретимся. Но обстоятельства оказались иными: Анжелика звонила мне по телефону в течение двух лет (она, инженер-связист, работала тогда на телефонной станции в Воронеже – после окончания института, по распределению). Звонила каждый день (использовала, так сказать, служебное положение), за исключением времени наших встреч, когда я ездил к ней и когда она приезжала ко мне. И этот телефонный роман, как я его называю, привёл к тому, что в итоге – через 2,5 года со дня знакомства – мы поженились. И вместе уже 28 лет. У нас двое детей: сыну – 26 лет, дочери – 16 лет. Есть и дочь от первого брака, студенческого брака (мы учились в Смоленске: я в институте физкультуры, а жена – в педагогическом институте). Дочь окончила Тартуский университет, живёт в Тарту, занимается научно-исследовательской работой, она – микробиолог.

– Вы уже дедушка?

– Да. Внук и внучка – у дочери от первого брака.

– Семья, что это для вас?

– То место, куда всегда хочется возвращаться, где себя чувствуешь самим собой, где всегда тепло, уютно, (улыбается) сытно. Прочный фундамент, опора, помощь, неиссякаемый источник светлой энергии.

– Выходит, вы нашли свою истинную половинку?

– Да. Именно Анжелика – моя судьба.

– Остаётся ли сегодня в вашей жизни место футболу?

– Обязательно, эта любовь на всю жизнь, возможность встретиться со своей молодостью каждый раз. Сейчас мы, команда ветеранов, собираемся-тренируемся 1 раз в неделю, регулярно играем. На этом йыхвиском футбольном стадионе, где мы сейчас занимаемся, я в своё время работал 5 лет руководителем. А, вообще, футбол – большая неотъемлемая страница моей жизни. Хотя не только много лет играл в футбол, был тренером, а поныне – судья республиканской и международной категории. Футболом начал заниматься с 11 лет (до этого – другими видами спорта, но зацепил меня именно футбол), 5 лет играл в юношеской сборной команде Эстонии… У йыхвиского футбола большая история – более 100 лет. Особенно радуют перспективы его развития: уже в недалёком будущем будет построен долгожданный футбольный холл.

– Ваш сын, он же профессиональный футболист?

– Да, Александр продолжает меня в футболе, играл во многих российских клубах, например, два года – в юношеской (15-16-летние) сборной команде России, в дублирующем составе «Зенита», в высшей лиге «Арсенала» в Туле, а сейчас он играет в мастер-лиге «НарваТранс» и параллельно работает тренером в футбольном клубе «Нарва-Транс»… Вообще-то, сын воспитанник детско-юношеской академии футбольного клуба «Зенит» в Санкт-Петербурге, он уехал туда в 12 лет и до 18 лет учился там, а потом поступил в Санкт-Петербургский университет физической культуры.

– Согласно сказанному вами, в этом году исполняется 60 лет, но выглядите значительно моложе. В чём же секрет?

– (Улыбается.) Я же сказал: пока мы играем в футбол, мы молоды. Так что никакого секрета нет. Просто активный здоровый образ жизни. Мы с супругой любим совершать пешие прогулки, катаемся на велосипедах. На автомобиле ездим на природу. До пандемии часто путешествовали – хочется увидеть другие страны.

– В завершение: ваша мечта как жителя Йыхви и депутата волостного собрания? – Чтобы жить в Йыхви было комфортно и престижно, чтобы никто не уезжал отсюда, а, наоборот, приезжали на постоянное жительство, хотя, конечно, для этого надо создать условия, над чем и должны усиленно работать и волостное собрание, и волостное управление.

Антонина Васькина
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam