В Кохтла-Ярве на улице Тууслари есть музей, подобных которому нет в мире. Это Кохтла-Ярвеский Музей сланца, ведущий свою историю с 1966 года. Базировался он сначала в Старом городе неподалеку от сланцехимического предприятия, потом переехал в поселок Кукрузе, а с некоторых пор получил здание бывшего читального зала Центральной библиотеки, став ближе к жителям Ярвеской части города. В новых «позеленевших» реалиях Музей сланца работает, казалось бы, совсем не обращая внимание на то, что сланец уже почти никому не нужен. Не пришла ли пора дополнить вывеску еще одним словом, написав – «Музей бывшего сланца»? Услышав этот вопрос, директор музея Айнар Варинурм нахмурился.

– История помнит, как уже пытались избавиться от сланца. Это придумали не сегодня. 1916 год – тогда сланцевая промышленность работала три месяца, шла Первая Мировая. Во время Второй Мировой были периоды, когда сланцевая промышленность не работала. И был перерыв после большого мирового кризиса в 1929 году. Всё почти умерло, считали, что промышленности уже недолго осталось. Накануне Второй Мировой всё опять заработало, нужно было масло. После 1945 года всё постоянно работает. В 46-м встал важный вопрос производства сланцевого газа для Ленинграда. Когда сланцевый газ заменили на природный, встал вопрос, что делать с этими людьми, которых завезли в Эстонию. А это было порядка 35 тысяч человек. Чтобы эти люди не остались без работы, начали в Нарве строить тепловые электростанции, которые в начале и не планировали.

– А в настоящий период «зеленой политики» снова хотят отправить сланец на свалку?

– Выскажу личное мнение: сланцевая энергетика всегда была бессмысленной, дорогой. Производить из сланца газ – вопрос не экономический, а политический. Но – вся сланцехимическая промышленность производит незаменимую продукцию. Например, некоторые продукты невозможно получить из нефти, только из сланцевого масла. Если прекратить получать продукты из сланца, можно отправляться прямиком в середину XVII века. Сланец не может быть «бывшим» хотя бы потому, что без сланцевого масла и топлива, получаемого из него для морских и океанских судов, невозможна современная торговля. Ведь мировая торговля базируется на морских перевозках. А примерно 90 процентов сланцевого масла, которое производится в Эстонии, идет на добавки для моторного топлива для судов. Контейнеровозы и танкеры стоять не будут, если Эстония откажется вообще от сланцевой промышленности. Китайцы и бразильцы станут немножко больше производить масла по технологии, которую они в свое время получили от нас и работают по ней. Сегодня в мире сланцевые ресурсы активно используют четыре страны: Эстония, Китай, Бразилия и США.

– Из названных вами четырех «сланцевых» стран, где еще есть Музей сланца?

– Нигде, кроме Эстонии.

– Можно ли узнать в вашем музее о том, что вы сейчас рассказали?

– Безусловно. Об этом идет речь во время экскурсий. О добыче сланца шире рассказывают в музее бывшей шахты «Кохтла». Мы же специализируемся на собрании документов, произведений изобразительного искусства, связанных с историей сланцевого бассейна, его людьми. Мы постоянно пополняем экспозицию. Недавно родственники ушедших из жизни Вяйно Вийлупа и доктора наук Виктора Ефимова передали нам некоторые их личные вещи. В экспозиции сейчас выставлено 40 произведений изобразительного искусства. В основном, они относятся к жанру индустриального пейзажа. Чуть более 900 экспонатов находятся в запасниках музея, – сказал Айнар Варинурм.

Директор музея рассказал, что основную часть посетителей составляют приезжие. Наши школьники заказывают экскурсии не часто, хотя Музей сланца – прекрасное место для уроков по истории родного края. «Вероятно, учителя считаю, что их дети всё знают про сланцы, о том, как создавался город шахтеров и химиков, в котором они живут. В прошлом году были студенты и школьники из Пылва, Выру, Рапла».

Уверенность директора Музея сланца в том, что «хоронить» горючий камень и переименовывать музей рано, внушает оптимизм. Но утверждение, что дети и молодежь из других регионов бывают здесь чаще, чем школьники из Кохтла-Ярве, вызывает недоумение.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam