2 июня в галерее Белый зал Кохтла-Ярвеского Музея сланца открылась традиционная весенняя выставка работ членов городского Объединения художников. Прошло открытие в режиме ограниченного посещения, а сам вернисаж транслировался в Интернете. Это первая после отмены чрезвычайного положения в Эстонии выставка, на которой посетители смогли увидеть «живые», а не виртуальные работы. До этого три месяца выставки экспонировались посредством Интернета через возможности Виртуального филиала Русского музея, работающего в Белом зале.
Побывать на открытии выставки «вживую», из-за ограничений смогли только сами художники и журналисты. Председатель Объединения художников Кохтла-Ярве Аарне Ханни так охарактеризовал экспозицию.
— Хотя уже второй день лета, но весеннюю выставку провести никогда не поздно, тем более, в столь неординарных условиях. Экспозиция стала подарком художников ко Дню города, который будет отмечаться 15 июня. Наши живописцы, у которых есть свои мастерские, более-менее с работой справлялись. Очень трудно, например, пришлось Юрию Хореву: он работает в студии, расположенной в Вахтраском Центре творчества, который все это время был закрыт на карантин, и ему пришлось работать «на коленке». Судя по этой выставке, художники, находясь на самоизоляции, не сидели без дела. В экспозиции 45 работ восемнадцати авторов из нашего Объединения. Картины разного жанра и выполнены они в различной технике. Главная задача выставки – создать весеннее настроение, которое обязательно сменит посткарантинную хандру. Есть пара работ на тему пандемии — их авторы Арво Аун («Коронное безумие») и Ааво Кресс («Завоеватель мира»). Но главное, все-таки, радостное, жизнеутверждающее настроение в работах.
Ровно в три часа дня заведующая галереей Белый зал Хельги Коплиорг достает свой волшебный колокольчик, звон которого означает начало вернисажа, вручает Аарно Ханни букет цветов, поздравляет авторов работ и гостей с открытием выставки. А хозяйка виртуального филиала Ольга Жаркова начинает видеотрансляцию в Интернет.
Атмосфера выставки подтверждает, что никакие дистанционные варианты не способны полностью заменить общение с живым искусством. Общение с полотном, заряженным энергией живописца, дает поразительный эффект: зритель может прочитать мысли художника, которые владели им в тот момент, когда он накладывал мазки на холст. Даже существует целая гипотеза, объясняющая, почему в старинных замках, где много картин старых мастеров, часто появляются фантомы, призраки, приведения. Это энергетика мастера, который искренне переживал, когда творил плотно. Недаром говорят: когда художник, композитор, писатель, артист искренне переживает в момент творчества, будут искренне переживать зритель, слушатель, читатель. Стоит автору начать изображать переживание, как зритель начнет изображать восприятие. И вряд ли такой искренний обмен чувствами может произойти в виртуальном пространстве. А что думает по этому поводу сам художник? Например, Юрий Хорев, которому пришлось, как сказал Аарно Ханни, труднее всех.
— Юрий, смотрю на ваши работы, и убеждаюсь в том, что вряд ли испытывал те же чувства, если бы видел их на мониторе компьютера. Это все равно, как сравнить живую музыку с «фанерой».
— Целиком и полностью с вами согласен. Эти две работы, которые присутствуют на выставке, я и писал «на карантине» вне стен своей мастерской. Но, тем не менее, вложил в них максимум собственных эмоций. В виртуальном варианте нельзя увидеть то, что присутствует на картине: мазок, реальный цвет, изящные переходы цветов – всё это нивелируется и работа много теряет. Я вообще плохо себе представляю, как можно обучить живописи «на удаленке». Это может быть «аварийный» вариант занятий, но постоянно так заниматься искусством, да и не только искусством, нельзя. Но, увы, никуда от этого не денешься: мы все сейчас постепенно «оцеллофаниваемся», закрываемся от других людей. Выход я вижу только в искусстве: если бы я это не делал, наверное, давно бы сошел с ума. Рисование, живопись – это то, что и тебя ставит на ноги, и голову твою водружает на место, — признается Юрий Хорев.
Живопись как лекарство, не дающее «оцеллофаниться». Сильно сказано! При помощи живого общения с живописью человек слышит живую музыку красок, а не компьютерную «фанеру». Особенно остро это ощущается после нескольких месяцев вынужденного затворничества, когда психологическое состояние человека, мягко говоря, далеко от обычного, привычного, даже близко к паническому. Ведь неизвестность перед будущим легко вгоняет человека в ступор. И тут на помощь приходит искусство, возвращающее людям веру в светлое.
Живая, а не виртуальная музыка красок звучит оптимистично и жизнеутверждающе. И это значит, что художники – те же психотерапевты, ставящие на место мозги людей, которые подверглись «коронавирусной деформации». Жаль только, что поблагодарить за это художников, на вернисаж не пришел никто из официальных лиц, сославшись на занятость.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ