В последнее воскресенье августа шахтеры отмечают свой профессиональный праздник. Эта советская традиция перешла в независимую Эстонию. Потом нашлись шибко озабоченные «наследием совка» руководители, которые распорядились отменить День шахтера. Шло время, которое расставило все на свои места, и традиция отмечать этот праздник возобновилась.
В тесном «семейном кругу» передовые рабочие и специалисты горнодобывающих предприятий, принадлежащих государственному концерну «Ээсти Энергия», получили поздравления с Днем шахтера и прилагающиеся к ним благодарности, на закрытой для публики торжественной церемонии в здании шахтного музея в Кохтла-Нымме. «Стахановцы» шахты «Оямаа», принадлежащей частному химическому концерну «VKG», тоже были вынуждены принимать поздравления в приватном режиме. Тем более, что на «Оямаа были выявлены два случая заражения коронавирусом».
Однако, несмотря ни на что, но соблюдая меры предосторожности, шахтеры, входящие в группу риска, смогли отметить праздник. Накануне Дня шахтера, 28 августа, в Дневном Центре пенсионеров Ахтме собрались около пятидесяти человек, чьи молодые годы пришлись на работу в Производственном Объединении «Эстонсланец».
– Какие же это шахтеры! Это же бывшие! – раздаются голоса в адрес организации пенсионеров «Эстонсланца».
В ответ на такие упреки непременно раздается:
– Шахтеров бывших не бывает!
Последний Герой
На праздник пришли люди, благодаря которым прославился Эстонский сланцевый бассейн. Многие явились в мундирах заслуженных шахтеров. На груди у них государственные награды бывшего СССР и отраслевые знаки отличия.
Пришел и Эндель Паап – единственный из живущих Эстонии Герой Социалистического Труда. Молодые не помнят, а то и не знают, что в бывшем Советском Союзе за выдающиеся трудовые достижения присваивали это звание, эквивалентное званию Героя Советского Союза. И так же вручали Золотую Звезду и орден Ленина. Кому интересно, могут прочитать в энциклопедии, за что эстонскому шахтеру Энделю Папу присвоили это звание. Если вкратце, за то, что он с товарищами спас Ленинград от замерзания.
А сегодня об этом, да и о нем, последнем эстонском Герое Соцтруда Энделе Паапе никто не вспоминает: ни в стране – правопреемнице СССР, ни в Эстонии.
– Эндель Альфредович, сколько Героев Социалистического Труда в Эстонии на сегодняшний день здравствуют?
– Говорят, остался только я один.
– А кто-нибудь в России об этом помнит?
– Вряд ли. У них – свои герои, а эстонские – их уже не интересуют.
– Вы вспоминаете молодые годы шахтерские?
– Господи, да мне шахта до сих пор снится. И ребята, которые давали стране сланца! Ведь тогда и Питер спасли от холода…
– А сегодня?
– Сегодня сланца в отвалах – года на четыре. Что будет дальше? Думаю, что-то от сланцевой промышленности останется.
Руководитель организации ветеранов-шахтеров Алексей Георгиевич Киселев говорит об Энделе Папе так.
– Это настоящий шахтер! Несмотря на свой возраст, он держатся так, что молодые могут позавидовать. Недавно мы отметили его 80-летие, но когда Эндель берет в руки аккордеон, то ему больше полтинника никак не дать! На учете в нашей организации состоит около ста пятидесяти ветеранов горного дела, людей, которые своим трудом способствовали становлению эстонской экономики. Не все смогли прийти на этот праздник. Но те, кому позволили силы, все-таки посчитали необходимым для себя отметить День шахтера в кругу ровесников.
– Алексей Георгиевич, ведь все видят, что сланцевая отрасль, 100-летие которой отмечали с грандиозной помпой, потихонечку сходит на нет. Не исключаете ли вы, что сланцедобыча в Эстонии вообще исчезнет? Так что же будут праздновать шахтеры Эстонии 30 августа? Начало конца?
– Всё может быть. Но пока все же работает сланцевая промышленность, День шахтера должен быть! Как и каменный уголь в других регионах мира хлеб промышленности, сланец – это и булка, и масло для эстонской промышленности. Если, конечно, ставить задачей уничтожение эстонской промышленности, то можно закрывать сланцедобычу и сланцепереработку. Но ведь не секрет, что из сланца можно получать такие химические продукты, которые невозможно получить из другого сырья.
– А пенсионеры «Эстонсланца» окончательно оторваны от предприятий сланцедобывающей отрасли, или кто-то все же вспоминает о том, что такие люди в свое время работали на шахтах и разрезах?
– Сейчас о нас начали вспоминать через профсоюзную организацию. Профсоюз, как может, заботится о нас, руководство профсоюза приходит к нам.
– А вы заметили, что после распада СССР и получения Эстонией независимости, Эндель перестал носить Золотую Звезду Героя Соцтруда. И только через несколько лет удалось его убедить не стесняться этого высокого звания. И убедила его в этом отнюдь не Россия – правопреемница СССР, а местные знакомые. Однажды ему был задан вопрос: получаете ли вы какие-либо льготы и пособия, положенные Героям Социалистического труда? Он ответил с присущим ему колоссальным чувством юмора, да так, что дословно здесь привести это высказывание не представляется возможным.
– Я не знаю, почему о нем Россия забыла. Сам же он о себе, видимо, не напоминал. Может быть, его забыли в стране-преемнице потому, что он – гражданин Эстонии.
– А, вообще, какое настроение у ветеранов-шахтеров?
– Ну, какое может быть настроение у людей, которых опустили ниже плинтуса? Но мы решили: если не будет праздника там, то здесь отпразднуем!
После приватных разговоров с ветеранами «Эстонсланца», сложилось впечатление, что мир охватила пандемия не только коронавируса. На людей, особенно тех, кто стоит у руля государства, городов и волостей, обрушился и другой недуг: амнезия. Если они забыли, кто добывал сланец, давая свет и тепло в дома людей в течение десятилетий.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ