– Церковь всегда помнила и возносила молитвы за всех, кто когда-либо погиб в трагедиях, войнах, катаклизмах, в том числе, и при ликвидации последствий чернобыльской аварии. Поэтому церковь молилась и будет молиться за всех погибших, — сказал в Силламяэ еженедельнику «Панорама» Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Евгений после завершения церемонии открытия памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.
Третий памятник ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС открылся 13 ноября на северо-востоке Эстонии. Нарвский Союз чернобыльцев ранее уже установил памятники в двух городах региона — Нарве и Йыхви, теперь такой памятник стоит и в Силламяэ. С благословения Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, памятник был установлен на территории церкви Казанской иконы Божией Матери 13 ноября – в день памяти первого священномученика Иоанна Кочурова, служившего в Силламяэ с 1909 по 1917 год. Этот день является престольным праздником храма, поэтому сюда прибыл Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Евгений. Именно в этот день в Силламяэ Владыка Евгений также открыл и освятил памятник ликвидаторам чернобыльской катастрофы.
Когда после службы в храме верующие пошли крестным ходом, нести большую икону священномученика Иоанна Кочурова доверили руководителям Нарвского Союза чернобыльцев. А сразу после крестного хода священнослужители и верующие окружили памятник, с которого Владыка Евгений и руководитель нарвской организации ликвидаторов Сергей Непримеров сняли покрывало.
В силу ограничений, вызванных пандемией, было ограничено число приглашенных на церемонию официальных лиц. Но пришедшие на праздничную службу верующие, приняли искреннее участие в открытии памятника. Эти прихожане силламяэского православного храма – не просто верующие люди. Они знают, от чего именно спасали мир 34 года назад ликвидаторы.
Мирный атом в каждую советскую семью!
Это просто какая-то мистика: памятник ликвидаторам был открыт в Силламяэ – некогда закрытом городе Министерства Среднего машиностроения, на здешнем предприятии которого после войны начали по крупицам добывать уран из местного «черного» сланца, а потом, вплоть до самой «кончины» советской Эстонии, обогащали привозной урановый концентрат. Прихожане, многие из которых работали на этом производстве, как никто другой знают цену, которую заплатили ликвидаторы аварии в Чернобыле.
На ликвидацию последствий аварии на АЭС из Эстонии было отправлено 3000 резервистов, половина из которых были жителями северо-восточного региона. За годы своего существования нарвская организация ликвидаторов уменьшилась в несколько раз. Сегодня она насчитывает 100 человек, и не только нарвитян – в нее входит и ветераны из других городов и волостей северо-востока. Более всего, по словам руководителя Союза Сергея Непримерова, чернобыльцы сегодня нуждаются в лечении.
– Льготы? Есть льготы. Независимо от гражданства, все ликвидаторы выходят на пенсию на пять лет раньше. Другие льготы распространялись до 2015 года лишь на граждан Эстонской Республики по рождению. После 2015 года – на всех граждан Эстонии.
– Вы сказали, что особая нужда у членов вашей организации в лечении. И как решается этот вопрос?
– Никак не решается. Мы никому не нужны, — с горечью констатирует Сергей Непримеров. Вот уж, поистине, ирония судьбы. В Эстонии чернобыльцев, имеющих право на все льготы, приравняли к… репрессированным.
– Господин Непримеров, вы — жертва каких репрессий? Как вам живется в статусе репрессированного?
– Я не чувствую себя репрессированным. Это эстонские власти решили: раз нас забирали советские военкоматы, значит – они нас репрессировали.
Вечная память
Открывая памятник ликвидаторам, Владыка Евгений сказал: — Сегодня мы открываем памятник чернобыльцам – тем, кто отдал свою жизнь за то, чтобы последствия той катастрофы, которая произошла 34 года назад, были минимальными. Сегодня никто не в силах сказать, что могло бы произойти, если бы тогда к беде отнеслись бы просто так, спустя рукава. Тогдашнее руководство Советского Союза пыталось многое скрыть, так как пропаганда утверждала, что СССР – процветающая страна во всех отношениях, в которой не может быть никаких катаклизмов. Хотя все прекрасно понимали, что такое может случиться, и Чернобыль доказал это. Но Чернобыль также доказал, что есть люди, готовые пожертвовать и своим здоровьем, и своей жизнью для того, чтобы сохранить жизнь других людей. И доказательство этому в памяти у всех нас. И пусть этот памятник будет напоминанием всем нам о тех грозных событиях. И пусть в этом храме возносится молитва за чернобыльцев. За тех, кто как и священномученики в первые века христианства, и в ХХ веке страдали за веру, выполнив свой долг. Вечная память православным христианам. Вечная память всем чернобыльцам, отдавшим свои жизни тогда, более тридцати лет назад, и отдающим свои жизни до сих пор, потому что последствия этой катастрофы будут преследовать ладей до скончания века, — сказал Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Евгений. Теперь, если ехать по шоссе Таллинн-Нарва мимо Силламяэ, можно увидеть возле небольшой церкви на берегу реки Сытке крест, возле которого стоит памятный камень. Это памятник тем, кого в апреле-мае 1986 года Силламяэ проводил «на сборы», с которых резервисты вернулись с сильно подорванным здоровьем. По иронии судьбы, открытие памятника в Силламяэ состоялось в год празднования 75-летия советской атомной промышленности. И оставшиеся в живых ветераныатомщики из эстонского города Силламяэ, нуждаются в поддержке своего здоровья точно так же, как и чернобыльцы.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ