27 января в России День воинской славы – 77 годовщина полного снятия блокады Ленинграда. Также в эту среду во всем мире отмечался и День памяти жертв Холокоста. Несмотря на строгие ограничения, вызванные пандемией, Содружеству ветеранов и пенсионеров Кохтла-Ярве, еврейской общине Ида-Вирумаа удалось не пройти мимо этих памятных трагических дат.

Руководитель ветеранской организации Кохтла-Ярве Валерий Тумко взял с собой к братской могиле павших в Великой Отечественной войне двух ветеранов и своего заместителя Татьяну Романову. У подножия памятника, установленного на братской могиле в Старом городе Кохтла-Ярве, они зажгли поминальные свечи, возложили красные гвоздики. Остальные ветераны в этот день зажгли свечи у себя дома.

Одна из двадцати блокадниц, состоящих на учете в ветеранской организации города, Галина Данииловна Вьюгина. Она – одна из тех счастливчиков, кто пережил блокаду. Ей было 4 года, когда гитлеровцы устроили ленинградцам пытку голодом. Только 3 процента ленинградцев из 632 тысяч умерших скончались в результате обстрелов и бомбежек. Остальные погибли от голода. У Галины Данииловны эти 872 дня осады ассоциируются с тем, что она, маленькая, стоит у окна и ждет маму, которая должна принести кусочек блокадного хлеба. Однажды, увидев возвращающуюся с работы маму, она так обрадовалась, что начала стучать кулачками по окну так, что разбила стекло. Ладошки в крови, а она жадно ест хлеб, который принесла мама. А день снятия блокады ей запомнился тем, что тогда мама принесла картошку, помыла клубни, разрезала их пополам и на воде пожарила в сковородке.

– Мне никогда не было так вкусно, – вспоминает 80-летняя женщина.

Помнит голод и Тюне Викторовна Добрыниниа, которой сегодня 83 года. А Раиса Степановна Кунегина мало что помнит – родилась она в год освобождения Ленинграда от фашистской блокады. А вот Елена Андреевна Мухина – руководитель секции бывших малолетних узников фашистских концлагерей помнит всё. И ничего не забудет, ничего не простит.

Журналист не рискнул показывать бывшим жителям блокадного Ленинграда листовку, которую сфотографировал в одном из домов Кохтла-Ярве. В нем правление квартирного товарищества просит жильцов не выбрасывать из окон хлеб, так как это чревато штрафом от горуправы. Как тут не вспомнить картошечку, пожареную на воде?

У Раисы Степановны и Тюне Викторовны по четверо внуков и четверо правнуков. Знают ли они что-либо о той войне, или только знают то, что им дают в школе в «кастрированном» виде?

– Наши дети рассказывают своим детям, а те – своим то, что раньше мы рассказывали им. Они знают, какое это было страшное время.

– А как вы думаете: это может повториться сегодня?

– Не хотелось бы, – говорит Тюне Викторовна.

– То, что творится сегодня в мире, говорит о том, что всё движется к повторению. А как не хочется, чтобы наши правнуки узнали на собственном опыте, что такое война, – говорит Раиса Степановна.

– Вот если бы мировые лидеры узнали на собственном опыте, что такое – картошечка, жаренная на воде, как выглядят 125 грамм блокадного хлеба, может быть стали рулить в сторону мира и спокойствия, – добавляет Галина Данииловна.

Шесть свечей в память о жертвах Холокоста

27 января объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Днем памяти жертв Холокоста. И не случайно в этот день еврейская община Ида-Вирумаа всегда выезжала на места бывших концлагерей. В Ида-Вирумаа установлены восемь мемориальных маркеров там, де были эти лагеря. В этом же году в силу известных ограничений община не могла провести массовую поминальную акцию, как это было в прежние годы. Тем не менее, руководитель общины Александр Дусман и член общины Яков Смоляр зажгли возле одного из восьми мемориальных маркеров шесть поминальных свечей в память о шести миллионах евреев, ставших жертвами Холокоста. Александр Дусман прочитал у памятника поминальную молитву Кадиш. По традиции, как это положено у евреев, на памятный маркер были возложены камешки.

В годы фашистской оккупации в Ида-Вирумаа находился центр так называемой Вайвараской системы из двадцати концлагерей. В нее входил и печально известный лагерь Клоога под Таллинном. Вот что написано по этому поводу в энциклопедии об Эстонии «Estonica».

«Концлагерь Вайвара был основан в августе 1943 г. примерно в 20 км западнее Нарвы. Концлагерь подчинялся инспектору Главного экономико-административного управления (SS Wirtschafts-Verwaltungshauptamt) концлагерей СС. Главной задачей концлагеря было обеспечение рабочей силой располагавшегося на северо-востоке Эстонии и находившегося под контролем немецкого концерна Kontinental Öl AG сланцевого производства, на котором вырабатывали моторное масло и бензин. Отступление немецких войск из районов переработки нефти у Каспийского моря, начиная с января 1943 г. существенно увеличило значение бензина и масла, производимых в оккупированной Эстонии.

Вайвараский концлагерь представлял собой комплекс из 20 разных трудовых лагерей. Штаб комендатуры концлагеря находился в Вайвара, и этот лагерь использовался прежде всего для распределения прибывающих узников по трудовым лагерям. Наиболее важными трудовыми лагерями были лагеря в Кивиыли, Кунда, Нарва, Клоога и Эреда.

Лагерь охранялся полицейскими батальонами, сформированными из эстонцев и русских, а также немцами, служившими в организации Тодта. Комендант концлагеря Вайвара, гауптштурмфюрер СС Ганс Аумайер прибывший сюда из Аушвица (Освенцима), служил в концлагерях с 1939 г.

Только за 1943-1944 гг. в лагерный комплекс Вайвара преимущественно из литовских гетто были привезены примерно 10 000 евреев. В Эстонии погибли или были казнены приблизительно 5000-6000 из них. Зимой 1943-44 гг. часть заключенных погибла вследствие эпидемии, недоедания и тяжелых условий труда. К концу июня 1944 г. умерли по меньшей мере 1500 евреев, еще столько же нетрудоспособных были отправлены в другие лагеря за пределами Эстонии, откуда они уже живыми не вернулись. Начиная с июля 1944 г. началась постепенная эвакуация лагерей, сопровождавшаяся массовыми казнями нетрудоспособных или тех, кого не успевали эвакуировать, что завершилось массовым убийством примерно 2000 евреев в лагере Клоога 19 сентября 1944 г. Всего в 1942- 1944 гг. в Эстонию были доставлены около 12500 евреев, из которых погибли примерно 7500-7800 человек».

Что об этом знают сегодняшние школьники Эстонии? Вопрос – риторический.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam