4 апреля ушел из жизни участник Великой Отечественной войны Иван Захарович Рассолов. С каждым годом их становится все меньше – людей, которые 76 лет назад победили мировое зло – фашизм. В Кохтла-Ярве в начале этого года проводили в последний путь 106-летнего участника войны, ветерана морской пехоты Северного флота Александра Михайловича Разгуляева, а теперь члены Содружества ветеранов и пенсионеров Кохтла-Ярве, родные и друзья попрощались с Иваном Захаровичем Рассоловым, который ушел на 96 году жизни.
— Это был едва ли не самый жизнерадостный человек из тех, кто по праву называет себя фронтовиками, — сказал руководитель ветеранской организации города Валерий Александрович Тумко. — Несмотря на свой возраст и ухудшающееся здоровье, он умел найти слова поддержки для таких же как он участников войны, ветеранов труда. Всем в таком возрасте нелегко, но Иван Захарович обладал колоссальной силой духа, он умел найти для любого человека нужные слова поддержки, делился с людьми своим оптимизмом. Не было ни одного праздника Победы, чтобы Иван Захарович не обратился к собравшимся на митинг людям со словами поздравления и призывом беречь мир, ведь фронтовики лучше других знают, что такое война.
Каждый год (до введения ограничений) участники войны, труженики тыла, бывшие жители блокадного Ленинграда и бывшие узники нацистских концлагерей в канун Дня Победы выезжали на места, где в Ида-Вирумаа стоят памятники на братских могилах советских воинов и мирных граждан, павших в Великую Отечественную войну и погибших в концлагерях. Ветераны наводили порядок на территории захоронений, возлагали цветы и венки, ухаживали за одиночными могилками. И Иван Захарович Рассолов с супругой были непременными участниками этих поездок. 6 мая 2018 года во время посещения одинокой могилки солдата, стоящей в деревне Катазе на берегу Чудского озера, Иван Захарович не сдержал слез. Почему он заплакал, глядя на скромный обелиск, украшенный пятиконечной звездой, станет ясно через три дня, когда он обратится к собравшимся на митинге в честь Дня Победы со словами тревоги за судьбу мира. Иван Захарович сказал тогда, что пока люди помнят погибших в последней войне, новая не начнется. Но современные политики всё чаще страдают потерей памяти, молодые забывают, а то и попросту не знают, какое горе принес людям фашизм.
В 2015 году, когда Ивану Захаровичу исполнилось 90 лет, удалось побеседовать с ним о том, что такое – война. Вот запись этого разговора.
Что такое – война?
На этот вопрос журналиста Ивану Захаровичу Рассолову отвечать было очень тяжело. Но он собрался с силами.
— Мы победили не потому, что мы были сильнее, а победила правда. Война – это очень страшно. Но победить страх помогала эта правда, за которую мы воевали, и духовность. Войны хотят абсолютно бездуховные люди. Они могут спокойно рассуждать о ней, не понимая, или же не думая о том, что война – это всегда смерть. Страшная смерть, к которой невозможно привыкнуть. Меня просто иногда бесит, когда слышу, как дикторы телевидения холодным равнодушным голосом сообщают, что там-то и там-то произошли артобстрелы, погибло столько-то человек. И это – в XXI веке!
Война это не просто страх. Это больше чем страх. Я был простым семнадцатилетним трактористом в Липецкой области. Откуда я мог знать о войне, видеть смерть? Когда война началась, я записался добровольцем в Красную армию. Когда я в 1942 году прибыл на фронт в 27-ю артиллерийскую дивизию генерала Харламова, меня командир батареи прозвал «студентом», потому что я был самый молодой. Командиры прекрасно понимали, что все мы боялись смерти. Но они нам постоянно напоминали, за что мы воюем.
Первый раз по-настоящему страшно стало, когда я попал под обстрел. Тут вспомнил и Иисуса Христа, и всех его святых. До первого обстрела я любил шутить, из меня сыпались шутки-прибаутки. А тут, когда увидел свою каску, стало не до веселья: она вся была пробита, а меня не задело. И тут я еще больше поверил в высшие силы.
А когда видишь траншеи, буквально заполненные телами и наших бойцов, и немцев, каждому нормальному человеку, тем более такому молодому, становится жутко. От батареи нас осталось восемь человек. Каково видеть, когда попадает снаряд, и сапог с ногой летит в одну сторону, руки-ноги – в другую. Я по-настоящему испытал ужас. Когда увидел первого убитого молоденького немца, испытал двоякое чувство. Ведь он стрелял в нас. Я вспоминал слова полковника Колпакова. Он не говорил – «Товарищи солдаты», он обращался ко всем со словами «Добрые люди». Он говорил: мол, поймите, к вам пришли звери, изверги. Это фашисты, и жалеть их мы не имели права.
За три года войны Иван Захарович только один раз испытал радость от стрельбы. Это было 9 мая 1945 года. Когда пришло сообщение о том, что Германия капитулировала, началась шквальная стрельба. Свою порцию боеприпасов из личного оружия в воздух выпустил и он.
В 1950 году Иван Захарович приехал в Эстонию. С тех пор и жил в Ида-Вирумаа. Здесь же живут двое его детей, двое внуков и три правнука.
— Фашизм – это инфекционная болезнь общества, сродни чуме. Передается она как зараза, распространяется по миру злость и ненависть к людям. И все же есть от нее вакцина. Она – в правде, в том числе, и исторической. Я живу в Эстонии 62 года, и знаю, что большинство эстонского народа обладает иммунитетом против этой заразы. Это хорошие, добрые люди. Моя жена Зинаида Алексеевна, с которой мы обвенчались три года назад, гражданка Латвии, дети мои, внуки и правнуки – граждане Эстонии, сам я – гражданин России. Что нам делить? Нам делить абсолютно нечего, — говорил шесть лет назад ветеран.
В четверг Ивана Захаровича проводили в лучший мир. Оставшиеся же на Земле будут помнить о нем, и передадут его наказ беречь мир своим детям, внукам и правнукам. Редакция еженедельника «Панорама» присоединяется к словам соболезнования родным и близким Ивана Захаровича Рассолова.
Евгений Капов
Фото автора
СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ