28 мая в России отмечают День пограничника. И хотя советские пограничные войска выведены из Эстонии три десятка лет назад, город Кохтла-Ярве был, есть и будет приграничным. А еще этот город, которому через месяц исполнится 75 лет, именно в этот день, 28 мая вошел в историю, когда 34 года назад на весь мир прозвучало его название в сообщении о нарушении воздушной границы СССР. Сразу скажем: советские пограничные войска не имели никакого отношения к нарушению воздушной границы. Да и части Ленинградской армии ПВО тоже выполнили свои обязанности, вовремя обнаружив самолет-нарушитель. Причиной того, что самолетик 19-летнего немецкого летчика-любителя Матиаса Руста безнаказанно пересек границу, долетел до Москвы и сел на Красной площади, стали «генеральские разборки» в высших эшелонах советского военного руководства. Но, так или иначе, город Кохтла-Ярве получил известность благодаря сообщению ТАСС, прозвучавшему в этот день.

«28 мая 1987 года днем в районе города Кохтла-Ярве Эстонской ССР нарушил пространство Советского Союза легкомоторный спортивный самолет, пилотируемый гражданином ФРГ Матиасом Рустом».

После люди еще долго спрашивали друг друга: «А ты видел?» – «А я видел!» И потом шел рассказ о том, как средь бела дня над зольными горами производственного объединения «Сланцехим» (ныне АО Viru Keemia Grupp), как-то странно летал, огибая рельеф местности, одномоторный самолет. Другие очевидцы уже рассказывали, как вокруг этого самолетика с ревом носился истребитель МиГ. Покружил и улетел восвояси. А самолетик, заняв небо над железной дорогой Таллинн – Москва, полетел на восток.

Это уже потом, когда «Сессна-172 Б» пролетит над Красной площадью, которую злые языки позже станут называть «Шереметьево-3», и приземлится на Васильевском спуске, кохтла-ярвеские жители сообразят, что именно они видели в небе над городом. И начнутся упреки: мол, доблестные пограничники отмечали 28 мая свой профессиональный праздник и пропьянствовали «немецкого шпиона». И никакие аргументы насчет того, что в беспрепятственном пролете Руста виноваты не пограничники, а высокое военное руководство, не решившееся взять на себя ответственность за пресечение полета нарушителя воздушной границы, не имели никого воздействия.

При расследовании этого ЧП выяснилось, что локаторы Отдельной радиотехнической роты Ленинградской армии ПВО, стоящей под Кохтла-Ярве в районе Эдизе, первыми засекли и выдали на оповещение «Сессну» Руста сразу на взлете с аэродрома под Хельсинки. Командир роты офицер Валерий Рябой живет сегодня в Питере, но вспоминает дни своей службы в Эстонии, которая была знаменательна этим фактом, подтверждающим, что Руста никто – ни пограничники, ни ПВО не проспали, как долго утверждали злые языки. При подходе к границе ее заметили посты визуального наблюдения зенитно-ракетного дивизиона в Сака, часовой на вышке погранзаставы в Сака. Более того, начальник этой пограничной заставы майор Василий Икрянников лично доложил начальнику Кохтла-Ярвеского городского отдела КГБ подполковнику Анатолию Крюкову, что посты заставы, да и он сам лично, наблюдали, как одномоторный самолет пересек границу и пошел вглубь Советского Союза.

Все командиры подразделений ПВО, пограничной заставы, отдела КГБ доложили о ситуации своему вышестоящему начальству. Руководство ПВО направило в сторону предполагаемого нахождения «Сессны» истребитель МиГ. Тот его нашел над зольными горами в Кохтла-Ярве. Пилот доложил, что наблюдает самолет, обрисовал даже, как был одет пилот, но указаний предпринять какие-либо конкретные действия не получил и вынужден был вернуться на базу.

Сегодня даже не все работники концерна Viru Keemia Grupp знают, что в левом крыле здания их управления располагался городской отдел Комитета государственной безопасности Эстонской ССР. Бывшие офицеры этого отдела вспоминали, что они за всю службу ни разу не видели столько генеральских шинелей на вешалке в гардеробе отдела. На «разбор полетов» в Кохтла-Ярве прибыли большие военные и комитетские чины.

Военный трибунал Таллиннского гарнизона осудил и приговорил к различным срокам двух ни в чем не повинных старших офицеров Ленинградской армии ПВО, лишив их боевых наград. Позже этих офицеров реабилитировали.

Матиаса Руста в Советском Союзе приговорили к тюремному заключению, но вскоре Горбачев его помиловал, и тот вернулся домой в Германию. Там Руст совершил поножовщину и опять отправился в тюрьму. В одном интервью он говорил, что полет в СССР он совершил потому, что хотел тогда стать посланцем мира. Но советские СМИ утверждали и, как потом выяснится, не без основания, что по всем признакам это был разведывательный полет, целью которого являлось выявление «слепых» зон советской системы ПВО. Однако жители Кохтла-Ярве по сей день должны быть благодарны Матиасу Русту за то, что их город в одночасье стал таким знаменитым. Чем не кандидатура на звание «Почетный гражданин Кохтла-Ярве»? Барельеф немца, фактически прославившего Кохтла-Ярве на весь мир, вполне мог бы висеть в фойе городского управления среди барельефов других Почетных граждан города.

Годовщина пролета Руста – это одно, но праздник пограничников – совсем другое дело. Его отмечают бывшие военнослужащие Гдынского, Ордена Красной Звезды Раквереского пограничного отряда, которые с развалом СССР остались жить в Эстонии. Празднуют и те, кто служил в частях погранвойск, развернутых по периметру советской границы, составлявшей некогда 67 тысяч километров. Из бывшей погранзаставы Сака Равереского отряда, над которой пролетел со стороны Финляндии самолетик Руста, сделали шикарную мызу и отель. И плита ритуальной площадки, на которой когда-то был контур карты СССР и слова «Граница СССР священна и неприкосновенна», сегодня выставлена вместе с остатками пограничного столба в качестве экспоната в своеобразном музее на территории мызы. Надпись на плите стерлась, как и сам СССР. Но праздник пограничников остался и, надо полагать, еще долго будет жить.

Евгений Капов
Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями Ида-Вирумаа

Reklaam